59RS0007-01-2021-006621-04
судья Шпигарь Ю.Н.
дело № 7-2743/2021 (21-1230)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 08 декабря 2021 года
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу Панфилова Александра Викторовича на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2021 г., постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22 июня 2021 г. должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Орион» - генеральный директор Панфилов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Панфилова А.В., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Панфилов А.В. просит об отмене решение судьи районного суда и постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении либо о направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на допущенные при производстве по делу нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании в краевом суде Панфилов А.В., извещенный надлежащим образом, участия не принимал, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Защитник Бельков Е.В., действующий на основании доверенности, извещенный надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал не принимал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, прихожу к следующему.
Согласно части 4 статьи 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Частью 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 23 указанного Федерального закона исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых в силу части 3 названной статьи является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 1 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно положениям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02 ноября 1996 года, и содержащей материалы, в том числе, по эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов с учетом необходимых материалов по охране окружающей среды, к твердым бытовым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие.
Полигоны, как следует из положений названной Инструкции, это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), определяющие порядок обращения с отходами, в том числе порядок размещения отходов.
Согласно пункту 243 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
Хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна разрабатываться и утверждаться программа производственного контроля полигона ТКО, предусматривающая контроль за: фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, классами опасности поступающих на полигон отходов; состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней физических факторов в зоне возможного влияния полигона (пункт 265 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 254 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что с целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, выше полигона по потоку грунтовых вод и не менее 2-х скважин ниже полигона.
В соответствии с пунктом 255 СанПиН 2.1.3684-21 отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территорий полигонов ТКО хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему полигон, должен осуществляться в пруды из двух секций.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 21 мая 2021 г. генеральный директор ООО «ТК «Орион» Панфилов А.В. при осуществлении деятельности юридического лица на полигоне ТБО ЗАТО Звездный с мусоросортировочной станцией, размещенном на земельном участке с кадастровым номером **, общей площадью 90 000 кв.м, расположенном по адресу: Пермский край, ЗАТО Звездный, ул. Промышленная, 11, допустил в нарушение приведенных выше требований СанПиН 2.1.3684-21 сбор дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории полигона системой водоотводных лотков в односекционный пруд-накопитель; не обеспечил ведение контроля за составом поступающих на полигон отходов (фракционным, морфологическим, и химическим составом); не обеспечил в программе производственного контроля Общества контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом поступающих на полигон отходов; не обеспечил соблюдение технологического цикла по распределению и изоляции отходов, предусмотренного регламентом работы полигона: промежуточная изоляция отходов не проводится ежесуточно, не проведена полная изоляция слоев отходов; не обеспечил наличие 3-х скважин с целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом.
Указанные нарушения были выявлены в ходе проведенной должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 30 апреля 2021 г. № 853 плановой выездной проверки, отражены в акте проверки № 886 от 10 июня 2021 г., послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «ТК «Орион» Панфилова А.В. к административной ответственности по части 4 статьи 6.35 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю при рассмотрении дела, судья районного суда при рассмотрении жалобы, оценив исследованные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии вины Панфилова А.В. в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, совершении им административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ.
Факт совершения Панфиловым А.В. вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 3311 от 15 июня 2021 г., которым зафиксировано событие административного правонарушения; актом проверки № 886 от 10 июня 2021 г.; протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № 1446-ЦА от 03 июня 2021 г., в котором указаны вмененные Панфилову А.В. нарушения; предписанием от 10 июня 2021 г. об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, и иными материалами дела.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ТК «Орион» ранее осуществляло размещение ТКО (ТБО) на полигоне, на котором в настоящее время осуществляет размещение отходов производства, в связи с чем, обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к размещению отходов, в том числе в части сбора дождевых и талых вод, ведения контроля за составом поступающих отходов, обустройства необходимого количества скважин для контроля за степенью вредного воздействия на окружающую среду, разработки и внедрения необходимых мероприятий производственного контроля.
Тот факт, что с 2021 года принятие ТКО (ТБО) для размещения на полигоне остановлено, а также тот факт, что в настоящий момент на полигоне размещаются отходы производства, не свидетельствует о том, что ранее размещенные для захоронения на данном полигоне ТКО (ТБО) и размещаемые в настоящее время отходы производства перестали негативно воздействовать на окружающую среду, что обязывает Панфилова А.В. как руководителя Общества соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования в части размещения отходов на полигоне, в том числе требования, предусмотренные пунктами 243-266 СанПиН 2.1.3684-21.
Доводы жалобы о том, что вменяемые Панфилову А.В. нарушения пунктов 243, 254, 255, 265 СанПиН 2.1.3684-21 не регулируют порядок обращения с отходами, а определяют правила эксплуатации полигона, нарушение которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП РФ, заявлены без учета того, что нарушения санитарных правил, предусматривающих требования к обращению отходов, допущены при эксплуатации полигона – объекта размещения отходов, а часть 4 статьи 6.35 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, является специальной нормой по отношению к статье 6.3 Кодекса.
Не нашли своего подтверждения и доводы жалобы о том, что заявителем жалобы не допущено нарушение пункта 243 СанПиН 2.1.3684-21 в части ненадлежащего ежедневного промежуточного изолирования слоев отходов.
Разделом 6 «Регламента и технологии складирования отходов на полигоне ТБО ЗАТО Звездный» утвержденного директором общества 31 июля 2015 г., предусмотрен порядок складирования отходов на рабочей карте, в том числе в теплое время года предусмотрено обязательное ежесуточное изолирование уплотненного слоя ТБО.
Вместе с тем в ходе осмотра территории полигона в рамках проведенной должностными лицами Роспотребнадзора проверки было визуально зафиксировано наличие неизолированных слоев ТБО, образовавшихся не менее трех дней назад. Доводы жалобы о том, что предметом осмотра специалиста Роспотребнадзора был откос полигона между картами № 3 и № 4, который изолируется после его полного формирования, не принимается, поскольку в соответствии с регламентом и технологией складирования какого-либо исключения из правил ежесуточного изолирования уплотненного слоя ТБО не предусмотрено, нормативно-правового обоснования возможности такого исключения суду не предоставлено. Следует отметить, что к акту проверки приложен содержащий указание на выявленные нарушения протокол (акт) санитарно-эпидемиологического обследования, подписанный участвовавшей в ходе осмотра инженером-экологом ООО «ТК «Орион» Ч.
Не усматривается оснований для признания обоснованными доводов жалобы о том, что нарушения пункта 265 СанПиН 2.1.3684-21 в части отсутствия проводимого контроля за фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон ООО «ТК «Орион», не допущено, поскольку «Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «ТК «Орион», являющаяся неотъемлемой частью Программы производственного контроля, предусматривает контроль за морфологическим и химическим составом отходов, принятых на полигон.
В соответствии с Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «ТК «Орион», утвержденной директором общества в 2018 году, предусмотрено проведение анализов для определения морфологического и химического состава принимаемых отходов на полигоне, который проводится 1 раз в год в целях экологического мониторинга за уровнем вредного воздействия полигона на окружающую среду.
Вместе с тем, несмотря на то, что данная Программа является частью программы производственного контроля, проведение морфологического и химического анализа отходов 1 раз в год, при условии, что в теплое время суток изолирование поступивших отходов производится ежесуточно, а в холодное время раз в трое суток, не свидетельствует об исполнении обязанности по ведению контроля за фракционным, морфологическим, и химическим составом отходов, поступающих на полигон, поскольку фактически анализу подлежат отходы уже размещенные на полигоне в части их воздействия на окружающую среду после размещения на полигоне.
Таким образом, в рамках указанной программы осуществляется экологический мониторинг факторов негативного влияния на окружающую среду, а не контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон.
Порядок размещения (складирования) поступающих на полигон ЗАТО «Звездный» отходов установлен «Регламентом и технологией складирования, отходов на полигоне ТБО ЗАТО Звездный», утвержденным директором общества 31 июля 2015 г., в соответствии с Разделом 2 которого в порядке входного контроля осуществляется лишь определение объема доставленных отходов, радиологический дозиметрический контроль, а также визуальный контроль за составом поступающих отходов, при этом, обязательному лабораторному исследованию подлежат лишь осадки сточных вод (ОСВ). Какие-либо иные виды контроля отходов, поступающих на полигон, регламентом и технологией не предусмотрены.
Представленные в обоснование довода о проводимом морфологическом и химическом контроле результаты исследований проб отходов от 2020 года также подтверждают лишь факт проведения экологического мониторинга, но не подтверждают проведение контроля за составом поступающих отходов (фракционным, морфологическим, химическим), что свидетельствует о том, что программа производственного контроля ООО «ТК «Орион» в нарушение пункта 265 СанПиН 2.1.3684-21 не предусматривает ведение контроля за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон, который фактически не проводится, что свидетельствует о допущенном нарушении.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы, направленные на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, не опровергают наличие в действиях генерального директора ООО «ТК «Орион» Панфилова А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу постановления и решения.
Административное наказание назначено Панфилову А.В. с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, и является минимальным.
Постановление о привлечении Панфилова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22 июня 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2021 г., вынесенные в отношении Панфилова Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Панфилова А.В. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)