Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-539/2024 от 10.04.2024

Дело № 2-539/2024

УИД 29RS0018-01-2024-00506-37                                

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Каргополь                             07 мая 2024 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Галкиной М.С.,

при секретаре Русановой С.Л.,

при участии помощника прокурора Пономаревой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности,

установил:

прокурор Каргопольского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России «Няндомский» проверки исполнения ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлены нарушения закона.

12 января 2024 в 19 часов 00 минут на 31 км 120 м региональной дороги общего пользования Каргополь – Ширяиха – Гарь (д. Погост Наволочный) произошло дорожно-транспортное происшествие в котором пассажир автомобиля получил телесные повреждения.

В ходе проверки установлено, что сопутствующей причиной ДТП явилось ненадлежащее состояние дорожной сети в части содержания наружного искусственного освещения на региональной дороге «Каргополь – Ширяиха – Гарь», расположенного в пределах населенного пункта д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа, состояние стационарного электрического освещения не соответствует нормативным требованиям.

Просит суд с учетом уточненных исковых требований обязать ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 31 декабря 2026 г. обеспечить соответствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги регионального значения «Каргополь- Ширяиха-Гарь», расположенного в пределах населенного пункта д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа Архангельской области нормативным требованиям, в том числе требованиям ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, ГОСТ 33176-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования, ГОСТ 32947-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования, СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве ответчиком указано, что реализацию полномочий в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на региональных автомобильных дорогах Архангельской области осуществляют органы государственной власти Архангельской области. Агентство, являясь казенным учреждением и государственным заказчиком, не определяет стратегических направлений развития дорог. Принятие окончательного решения о необходимости капитального ремонта, строительства или реконструкции дорог, объектов дорожной инфраструктуры - прерогатива органов государственной власти Архангельской области.

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Каргополь- Ширяиха - Гарь находится в собственности Архангельской области и передана в оперативное управление Агентства.

В целях выполнения требований, указанных в исковом заявлении, необходимо организовать проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ направленных на обустройство стационарным электрическим освещением участка вышеуказанной автомобильной дороги, проходящего в границах населённых пунктов д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская.

Работы по обустройству автомобильных дорог освещением относятся к работам по капитальному ремонту и для обустройства освещения необходимо провести инженерные изыскания, разработать проектную документацию, а также выполнить строительно-монтажные работы.

Поскольку Агентство в соответствии с Уставом является государственным заказчиком, то при заключении государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Агентство должно руководствоваться нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляются органами государственной власти в соответствии с законодательством, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Правительством Архангельской области утверждена Государственная программа Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области», направленная на развитие транспортной системы для устойчивого социально-экономического развития Архангельской области.

Государственной программой не предусмотрено проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в рамках капитального ремонта, реконструкции автомобильной дороги, указанной в исковом заявлении, в целях обустройства стационарным электрическим освещением.

Финансовое обеспечение деятельности Агентства осуществляется за счет средств областного бюджета, следовательно, размещение государственного заказа на проведение инженерных изысканий, разработку проектной документации и выполнения строительно-монтажных работ по обустройству освещением автомобильной дороги общего пользования регионального значения возможно только на объектах поименованных в государственной программе, в установленные государственной программой сроки и после доведения до Агентства лимитов бюджетных обязательств в установленном законом порядке.

Агентство, являясь в соответствии с Уставом казённым учреждением и государственным заказчиком, должно руководствоваться положениями бюджетного законодательства, законодательства о закупках для государственных нужд и осуществлять свою деятельность в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Проведение работ по капитальному ремонту в целях обустройства автомобильной дороги освещением ранее срока, предусмотренного в государственной программе и доведения до Агентства лимитов бюджетных обязательств, не представляется возможным.

Просят в иске отказать, в случае удовлетворения исковых требований предоставить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2026 г.

Представители третьих лиц Министерства транспорта Архангельской области, ОГИБДД ОМВД России «Няндомский» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело при сложившейся явке.

Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с Постановление Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 г. № 217-пп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, и перечня зимних автомобильных дорог (зимников) общего пользования, устройство и содержание которых осуществляется на автомобильных дорогах, принятых на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных государственным казенным учреждением Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» автомобильная дорога «Каргополь – Ширяиха - Гарь» в пределах населенных пунктов д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа (идентификационный номер - 11ОПРЗ11К-212) протяжённостью 51970 м является собственностью Архангельской области и включена в перечень автомобильных дорог устройство и содержание которых осуществляется ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее – ГОСТ Р 50597-2017).

Из п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Приказом Минстроя России от 07 ноября 2016 г. № 777/пр утвержден СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (далее – СП 52.13330.2016).

В соответствии с п. 7.5.1.14 СП 52.13330.2016 средняя освещенность Eср и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии поселковых дорог, проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должны быть не менее 2,0 лк и 0,10 лк соответственно.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога Каргополь-Ширяиха-Гарь находится в собственности Архангельской области. Указанная дорога является дорогой общего пользования регионального значения. Включена в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, …» утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 г. № 217-пп под идентификационным номером 11ОПРЗ11К-212 и передана в оперативное управление Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (л.д. 22).

В ходе мероприятий по контролю за эксплуатационным состоянием наружного искусственного освещения на улично-дорожной сети на региональной дороге «Каргополь-Ширяиха-гарь» в пределах населенных пунктов д. Нифантовская, д. Погост-Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа Архангельской области от 22 января 2023 года установлено, что состояние улично-дорожной сети в части содержания наружного искусственного освещения на региональной дороге «Каргополь-Ширяиха-Гарь» в пределах населенных пунктов д. Нифантовская, д. Погост-Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа Архангельской области не соответствуют требованиям ГОСТ (л.д. 9-19).

Выявленные нарушения в осуществлении дорожной деятельности являются недопустимыми, приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения и создают угрозу жизни и здоровья граждан.

В соответствии с главой 1 и 2 Устава ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом. Предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа (далее - автомобильные дороги) и осуществления на них дорожной деятельности. Целями деятельности учреждения являются: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них. Осуществляет: функции государственного заказчика (в том числе, заказчика-застройщика) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, а также функции государственного заказчика областных целевых программ в сфере дорожного хозяйства Архангельской области.

Таким образом, ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство" Архангельскавтодор" является юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги регионального значения «Каргополь- Ширяиха- Гарь», расположенных в пределах населенных пунктов д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа.

Необеспечение безопасности дорожного движения на участках указанной автомобильной дороги создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу граждан и организаций.

С учетом вышеизложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Разрешая вопрос о сроке исполнения решения, суд учитывает доводы сторон в данной части, фактические обстоятельства дела, характер, степень сложности, объем предстоящей работы и полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2026 года. Указанный срок является разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 31 декабря 2026 года обеспечить соответствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги регионального значения «Каргополь – Ширяиха – Гарь» расположенного в пределах населенного пункта д. Нифантовская, д. Погост Наволочный и д. Кроминская Каргопольского муниципального округа Архангельской области нормативным требованиям, в том числе требованиям ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, ГОСТ 33176-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования, ГОСТ 32947-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования, СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (ИНН 2900000511, ОГРН 1022900527902) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Няндомский районный суд Архангельской области.

Председательствующий      М.С. Галкина

Мотивированное решение составлено 08 мая 2024 г.

2-539/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Каргопольского района Архангельской области
Ответчики
ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
Другие
Министерство транспорта Архангельской области
ОГИБДД ОМВД России "Няндомский"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Галкина М.С.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее