Дело № 2-6303/2023
УИД-66RS0003-01-2023-005401-47
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07 ноября 2023 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Копыловой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Верхней Пышмы, действующего в интересах Ефремовой Елены Анатольевны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор города Верхней Пышмы, действующий в интересах Ефремовой Е.А., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Верхней Пышмы по обращению Ефремовой Е.А. проведена проверка по вопросу ненадлежащего обеспечения техническими средствами реабилитации. Установлено, что Ефремова Елена Анатольевна, *** г.р., является инвалидом первой группы по общему заболеванию (бессрочно). Решением медико-социальной экспертизы разработана ИПРА № 16.101.66/2022/И1 от 09.02.2022, согласно которой Ефремовой Е.А. рекомендованы кресло-коляска для больных ДЦП комнатная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт, кресло-коляска для больных ДЦП прогулочная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт. 11.03.2022 Ефремова Е.А. поставлена на учет в ФСС по обеспечению ТСР № 66126085149. Прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в связи с необеспечением средствами реабилитации. До настоящего времени технические средства не предоставлены. На основании изложенного просит обязать ответчика обеспечить Ефремову Е.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 09.02.2022 № 16.101.66/2022/И1: кресло-коляску электрического типа по классификатору 7-04-02 – 2 шт.
Представитель истца Чернов В.С., действующий на основании поручения, в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель истца Ефремов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Арушанова Н.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила исковые требования оставить без удовлетворения. В отзыве на исковое заявление указано, чтогосударственные контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые доводятся исполнительному органу Фонда частями в течение календарного года. Сроки заключения государственных контрактов привязаны к срокам доведения средств федерального бюджета. Обеспечение инвалидов TCP осуществляется поставщиками по мере заключения государственных контрактов, заключаемых исполнительным органом Фонда в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета в порядке, определяемом датой подачи инвалидом заявления на обеспечение TCP. Выделенные отделению Фонда ассигнования на обеспечение инвалидов TCP распределяются по всей номенклатуре технических средств.Действующим законодательством предусмотрено три способа обеспечения граждан техническими средствами реабилитации: предоставление средств реабилитации по государственным контрактам; самостоятельное приобретение средств реабилитации с последующей компенсацией понесенных расходов; приобретение технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата. Законодательством Российской Федерации не установлен приоритет обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации по государственным контрактам перед иными способами обеспечения.Инвалид сам выбирает способ обеспечения его техническими средствами реабилитации и обращается с заявлением в уполномоченный орган по месту своего жительства.Отделение Фонда в обеспечении техническими средствами реабилитации Ефремовой Е.А. не отказывал, обеспечение истца техническими средствами реабилитации продолжается по мере заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, по мере их доведения отделению Фонда.При этом отделение Фонда не лишало истца возможности реализовать свое право на получение гарантированной законом государственной социальной помощи посредством самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующей компенсацией понесенных расходов либо приобретения данных средств с использованием электронного сертификата. Ефремова Е.А. данным правом не воспользовалась.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.При таких обстоятельствах суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Закона № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона № 181-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с пунктами 2 и 4 Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Согласно пункта 4 Правил заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15 - дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если основанием для подачи искового заявления является обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой г. Верхней Пышмы по обращению Ефремовой Е.А. проведены надзорные мероприятия по вопросу неполучения необходимых средств реабилитации.
Установлено, что Ефремова Елена Анатольевна, *** г.р., является инвалидом первой группы по общему заболеванию (бессрочно). 13.04.2023 Ефремова Е.А. обратилась к Прокурору г. Верхнем Пышмы в связи с необеспечением ее техническими средствами реабилитации.
Первоначально Ефремова Е.А. 15.10.2021 обратилась в Бюро №18 с целью проведения коррекции ИПР №435 от 28.04.2015 (изменение характеристик кресло-коляски для больных ДЦП комнатная и прогулочная с электроприводом, в том числе для детей инвалидов). В Бюро был разработана ИПРА № 1337.18.66/2021/И1 от 15.10.2021 ( в которой рекомендовано 2 штуки 7-04-02 кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторный батарейки к ней.24.01.2022 поставлена на учет в Филиале № 12 Государственного учреждения-Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации для получения 7-04-02 кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторный батарейки к ней - 2 шт. в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации № 1337.18.66/2021/И1 от 15.10.2021.
В соответствии с ответом ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России от 14.02.2022 №18.101.7 вэкспертом составе №1 09.02.2022 проведена медико-социальная экспертиза в порядке контроля решения Бюро №18 от 15.10.2021. Решение Бюро №18 изменено по ИПРА. В экспертом составе №1 разработана ИПРА № 16.101.66/2022/И1 от 09.02.2022 (проведена коррекция ИПР №435 от 28.04.2015, в которой были рекомендованы две кресло-коляски для больных ДЦП комнатная с электроприводом, в том числе для детей инвалидов и прогулочная), в целях сохранения права инвалида на меры социальной поддержки в ИПРА сохранены технические средства реабилитации:7.19 кресло коляска для больных ДЦП комнатная с электроприводом, в том числе для детей инвалидов, 7-20 кресло коляска для больных с ДЦП прогулочная с электроприводом.Действующей является ИПРА 16.101.66/2022/И1 от 09.02.2022.
11.03.2022 поставлена на учет в Филиале № 12 Государственного учреждения-Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации для получения 7-04-02 кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторный батарейки к ней - 2 шт. в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации № 16.101.Э.66/2022/И1 от 09.02.2022.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 09.02.2022 № 16.101.66/2022/И1 Ефремовой Е.А.. рекомендованы, в том числе: кресло-коляска для больных ДЦП комнатная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов по классификатору 7-19 – 1 шт., кресло-коляска для больных ДЦП прогулочная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов по классификатору 7-20 – 1 шт., корсет мягкой фиксации – 1 шт., реклинатор-корректор осанки – 1 шт., тутор на голеностопный сустав – 2 шт., тутор на коленный сустав – 2 шт., ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара) – 1 пара, ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладкие (пара) – 1 пара, ортопедические брюки – 1 шт.
Указанная индивидуальная программа реабилитации с учетом внесенных в нее изменений стороной истца в судебном порядке не оспаривалась.
17.02.2023 прокуратурой г. Верхней Пышмы в адрес отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в связи с необеспечением Ефремовой Е.А. положенными средствами реабилитации.
Вместе с тем, до настоящего времени технические средства реабилитации Ефремовой Е.А. не предоставлены.
Позиция ответчика в судебном заседании сводится к тому, что лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации доводятся Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области частями в течение календарного года и распределяются по всей номенклатуре технических средств реабилитации. Кроме того действующим законодательством предусмотрено три способа обеспечения инвалидов средствами реабилитации: предоставление средств реабилитации по государственным контрактам; самостоятельное приобретение средств реабилитации с последующей компенсацией понесенных расходов; приобретение технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата. Законодательством Российской Федерации не установлен приоритет обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации по государственным контрактам перед иными способами обеспечения. Отделение Фонда в обеспечении техническими средствами реабилитации Ефремовой Е.А. не отказывал, обеспечение истца техническими средствами реабилитации продолжается по мере заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, по мере их доведения отделению Фонда.Заявки на обеспечение Ефремовой Е.А. двумя креслами-колясками, комнатной и прогулочной, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ним, остаются активными. Своим правом на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, обеспечением за счет оформления электронного сертификата Ефремова Е.А. не воспользовалась.
В рамках действия ИПРА от 09.02.2022 Ефремова Е.А. обратилась в Отделение Фонда с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации - кресло-коляска электрического типа.
Таким образом, Ефремова Е.А. воспользовалась правом выбора способа обеспечения ее техническими средствами реабилитации: предоставление средств реабилитации по государственным контрактам.
Вместе с тем, до настоящего времени Ефремова Е.А. технические средства реабилитации не получили, что не отрицает представитель ответчика.
Согласно ИПР № 16.101.66/2022/И1 от 09.02.2022 Ефремовой Е.А рекомендованы кресло-коляска для больных ДЦП комнатная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов по классификатору 7-19 – 1 шт., кресло-коляска для больных ДЦП прогулочная с электроприводом, в том числе для детей-инвалидов по классификатору 7-20 – 1 шт.
Истцом заявлено требование обязать ответчика обеспечить Ефремову Е.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 09.02.2022 № 16.101.66/2022/И1, предоставляемых за счет средств федерального бюджета: кресло-коляску электрического типа по классификатору 7-04-02 – 2 шт. Вместе с тем согласно тексту Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида истец должен быть обеспечен креслами-колясками по классификатору 7-19 и 7-20., как указывалось ранее, указанная программа истцом в судебном порядке не оспаривалась.
Таким образом, учитывая, что инвалид подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации строго в соответствии с действующей индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, исковые требования подлежат удовлетворению в части: на ответчика возлагается обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Ефремову Елену Анатольевну техническими средствами реабилитации, предусмотренными Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 09.02.2022 № 16.101.66/2022/И1: два кресла-коляски электрического типа по классификатору 7-19 и 7-20. Законных оснований для обеспечения креслами-колясками по классификатору 7-04-02 не имеется.
Суд полагает, что установленный срок является обоснованным и разумным. Изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6661009187) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ***) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 09.02.2022 № 16.101.66/2022/░1: ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 7-19 ░ 7-20.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░