Судья Нуриева А.В. |
№21-1/2024 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
11 января 2024 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Громовой А.А. на постановление первого заместителя Председателя - первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 16 мая 2023 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
29 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 16 мая 2023 г. директор ООО «Профессионал» Громова А.А. признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 29 сентября 2023 г. постановление должностного лица было изменено путем уменьшения с учетом применения чч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ размера административного штрафа до 25000 рублей, в остальной части - оставлено без изменения.
В поданных в вышестоящий суд ходатайстве и жалобе Громова А.А. просит восстановить срок обжалования решения судьи, отменить принятые субъектами административной юрисдикции акты и прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого деяния, мотивируя свои доводы отсутствием у ООО «Профессионал» обязанности по содержанию балконов, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, и неверным установлением времени совершения инкриминируемого деяния.
С учетом ст.30.3 КоАП РФ, причины пропуска процессуального срока и гарантированного права привлекаемого к ответственности лица на судебную защиту полагаю возможным восстановить срок обжалования решения судьи.
Заслушав защитника Дувалова В.А., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.2 с т.14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.13.19.2 КоАП РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с подп.«а, б» п.3 которого лицензионным требованием помимо предусмотренных в пп.1-6.1 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ является соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ; исполнение лицензиатом обязанностей по договору управления многоквартирным домом, установленных ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, и в силу п.7 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ соблюдение иных требований, установленных Правительством РФ.
Согласно ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В силу ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По делу установлено, что согласно лицензии №18, выданной уполномоченным органом 10 апреля 2015 г., ООО «Профессионал», единоличным исполнительным органом которого является директор Громова А.А., осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом №7 по адресу: г.Петрозаводск, улица Репникова.
На основании поступившего 16 января 2023 г. обращения (...) и задания на проведение надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом должностным лицом контрольного (надзорного) органа 25 января 2023 г. было проведено выездное обследование, в ходе которого установлено частичное разрушение конструкций панорамного остекления балконов 3, 4 и 5 этажей (над аркой) между многоквартирными домами №№7 и 9 по ул.Репникова в г.Петрозаводске; отсутствие ограждения в местах возможного падения осколков.
С учетом мотивированного представления ведущего специалиста - государственного жилищного инспектора Республики Карелия руководящим лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору 26 января 2023 г. было принято решение о проведении с 27 января 2023 г. внеплановой документарной проверки продолжительностью 10 рабочих дней.
Проверка проведена с учетом абз.9 подп.«б» п.3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в связи с поступлением обращения гражданина о защите (восстановлении) нарушенных прав.
В ходе проверки изучены и проанализированы представленные
ООО «Профессионал» документы, в том числе обращение гражданина от
14 января 2022 г. относительно обрушения декоративного остекления с балконов, ответ ООО «Профессионал» на данное заявление, содержащий сведения о направлении письма в адрес собственника жилого помещения, к которому относится балкон, акт технического обследования многоквартирного дома от 01 февраля 2023 г., в котором указано, что на балконе квартиры №13 светопропускающая двухслойная поликарбонатная панель не закреплена надлежащим образом, на балконе квартиры №9 имеются щели между панелями, у 5 панелей частично или полностью отсутствует наружный слой, на балконе квартиры №17 имеется трещина в панели.
Согласно акту от 27 февраля 2023 г., составленному по окончании проведения документарной проверки, выявленное нарушение выразилось в непринятии ООО «Профессионал» мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предотвращению прямого падения частей конструкции панорамных светопропускающих элементов балконов между многоквартирными домами на придомовую территорию данных домов, что свидетельствует о несоблюдении требований п.3 ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, пп.1.7.5, 2.2.6, 2.5.2, 2.6.2, 2.7.8, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, подп.«а, б, г, е, ж» п.10, подп.«а, з, и» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491; п.9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290.
Ввиду обнаружения факта нарушения лицензионных требований постановлением должностного лица от 16 мая 2023 г. Громова А.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Соглашаясь с выводами должностного лица, судья городского суда с учетом принадлежности придомовой территории к общему имуществу в многоквартирном доме счел доказанным факт несоблюдения руководителем управляющей организации лицензионных требований, в том числе положений пп.1.7.4, 1.7.5, 2.1.3, 2.5.2, 4.2.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и непринятия всех возможных мер для обеспечения безопасности жизни и здоровья неограниченного круга лиц в связи с падением частей конструкций панорамных светопропускающих элементов балконов.
Между тем с суждениями субъектов административной юрисдикции согласиться нельзя ввиду следующих установленных по делу значимых обстоятельств.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением им либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (то есть должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил или при даче ими указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения представляет собой действия (бездействие), образующие нарушение лицензионных требований, перечень которых установлен нормативными правовыми актами, и заключается в невыполнении обязанностей, возложенных законодателем на управляющую организацию.
Все относящиеся к событию административного правонарушения обстоятельства подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении и в силу общих принципов, установленных в КоАП РФ, обязанность доказывания наличия события правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на административный орган и должностное лицо, возбудившие дело об административном правонарушении.
Исходя из изложенной в постановлении должностного лица фабулы обвинения, Громовой А.А. вменено нарушение подп.«а, б, г, е, ж» п.10, подп.«а, з, и» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пп.1.7.5, 2.2.6, 2.5.2, 2.6.2, 2.7.8, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, п.9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подп.«а, в, г» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
- ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Таким образом, критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенного для обслуживания более одного помещения в таком доме, и, поскольку балконы квартир служат для эксплуатации только одного помещения и не являются ограждающими несущими конструкциями, то эти объекты к составу общего имущества многоквартирного дома отнесены быть не могут.
В силу подп.«а б, г, е, ж» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества включает в себя, среди прочего осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п.13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп.«а-д» п.2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подп.«а, з, и» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно п.9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов среди прочего относятся:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с п.2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении №2. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий. При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пп.4.2.4.1, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В рассматриваемом случае оценка вины Громовой А.А. в совершении вменяемого деяния предполагает выяснение в соответствии со ст.ст.2.1, 2.4 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств невыполнения ООО «Профессионал» лицензионных требований и неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем управляющей организации своих служебных обязанностей.
По делу установлено, что балконы между многоквартирными домами не входят в состав общего имущества многоквартирного дома №7 по улице Репникова в г.Петрозаводске, и относятся к имуществу квартир №№9, 13, 17 в указанном доме. При этом конструкции панорамных светопропускающих элементов балконов, имеющие дефекты, являются элементами благоустройства и к несущим конструкциям многоквартирного дома не относятся.
В вышестоящий суд со стороны привлекаемого к ответственности лица были представлены письма, направленные 17 февраля 2022 г., 05 апреля 2022 г. и 20 января 2023 г. директором ООО «Профессионал» Громовой А.А. в адрес собственников (нанимателей) квартир №№9, 13, 17 в данном доме.
Документы содержат указание на необходимость приведения остекления балконов в надлежащее состояние или его демонтажа, однако указанные обстоятельства применительно к возложенным на управляющую организацию обязанностям должностным лицом административного органа не выяснялись и правовую оценку не получили.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в его пользу.
Указанное положение получило развитие в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по таким делам судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, вопрос о виновности Громовой А.А. не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку установлено, что нормами действующего законодательства обязанность по содержанию балконов, в том числе конструкций панорамных светопропускающих элементов, на ООО «Профессионал» не возложена, и директором управляющей организации принимались меры, направленные на побуждение собственников (нанимателей) жилых помещений осуществить действия по устранению выявленных дефектов, считаю, что в конкретной сложившейся ситуации факт игнорирования и умышленного неисполнения Громовой А.А. лицензионных требований при управлении многоквартирным домом достоверно не установлен и ее вину в совершении инкриминируемого деяния нельзя считать безусловно доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Сам по себе факт управления многоквартирным домом и отнесение придомовой территории к общему имуществу многоквартирного дома, требования к содержанию которой предусмотрены разделом III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (пп.3.6-3.8), о доказанности состава инкриминируемого правонарушения не свидетельствуют.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене данных актов и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава инкриминируемого должностному лицу административно наказуемого деяния.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление первого заместителя Председателя - первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 16 мая 2023 г. с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Громовой А.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава данного деяния.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195,г.Санкт-Петербург,ул.Садовая,д.26).
Судья Н.А.Колбасова