Дело № 2-2385/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.10.2019 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи: Анциферовой О.Е.
при помощнике судьи: Шулико О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Олега Анатольевича к Осиповой Ирине Анатольевне, Смолкиной Галине Анатольевне, Панкратовой Софье Олеговне о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ
Истец Алексеев О.А. обратился в суд с иском к Осиповой И.А., Смолкиной Г.А., Панкратовой С.О. о восстановлении срока для принятия наследства, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО7 После ее смерти открылось наследство в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В установленный законом срок он не обратился к нотариусу за принятием наследства, поскольку на момент смерти наследодателя на имел документов, подтверждающих его личность, в связи с чем, не мог подтвердить свое родство с умершей. Кроме того, он длительное время тяжело болел, в настоящее время проходит курс лечения и находится на онко-учете. ДД.ММ.ГГГГ им был получен паспорт. После прохождения курса лечения, он обратился к нотариусу с заявлением, в котором просил сообщить, имелось ли в его производстве наследственное дело, заведенное после смерти ее матери и кто входит в число наследников. Из полученного ответа, ему стало известно, что после смерти ФИО7 было заведено наследственное дело. Просит восстановить ему срок для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Алексеев О.А., ответчица Осипова И.А. в судебное заседание не явились, судебные повестки на имя истца и ответчика направленные судом по месту их жительства, возвращены с отметкой о возврате в связи с истечением срока хранения. Указанное обстоятельство, суд расценивает, как отказ истца и ответчика от получения судебных повесток, в силу положений ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, считает их извещенными о времени и месте судебного разбирательства.
При указанных обстоятельствах, с учётом требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика Осиповой И.А..
Представитель истца в предварительном судебном заседании пояснил, что истец утратил паспорт примерно в 1987 г., о смерти матери узнал примерно через 2,5 – 3 года после ее смерти. В установленный законом срок не принял наследство, поскольку не имел документов.
Ответчица Смолкина Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что у истца не было документов на протяжении 25 лет, о смерти матери он узнал в день ее смерти, присутствовал на похоронах. Ему предлагали подать нотариусу заявление о принятии наследства, однако он отказался, сказав, что на наследство не претендует. Просит в иске отказать.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 показал, что много лет назад истец утратил документы и длительное время их не восстанавливал, злоупотреблял спиртными напитками. О смерти матери истец узнал в день ее смерти, присутствовал на ее похоронах, на наследство не претендовал.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 показала, что истец присутствовал на похоронах матери.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО7
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В судебном заседании установлено, что истец Алексеев О.А. является сыном ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ Соответственно истец является наследником ФИО7 по закону.
Как следует из наследственного дела, после смерти ФИО7 с заявлением о принятии наследственного имущества умершей и выдаче свидетельства о праве на наследство к нотариусу ДД.ММ.ГГГГ обратилась дочь умершей Смолкина Г.А., ДД.ММ.ГГГГ – дочь умершей Осипова И.А.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Владивостокского нотариального округа ФИО8 на имя Осиповой И.А. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на следующее наследственное имущество: 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 1, <адрес>.
Также ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Владивостокского нотариального округа ФИО8 на имя Смолкиной Г.А. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на следующее наследственное имущество: 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 1, <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, по смыслу закона, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, уважительность причины пропуска срока, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 56 ГПК РФ бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возложено на истца.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, независящих от истца обстоятельствах, препятствующих ему обратиться с заявлением о принятии наследства, истцом в суд представлено не было.
В судебном заседании было установлено, что о смерти своей матери истцу стало известно в еще сентябре 2014 г., при этом, истец присутствовал на похоронах наследодателя.
Обращаясь в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, Алексеев О.А. ссылается на то, что не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства по причине отсутствия у него документов, удостоверяющих личность.
Вместе с тем, факт отсутствия у истица документов, удостоверяющих личность сам по себе не может быть признан уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства, поскольку из пояснений участников процесса следует, что документы были утеряны истцом примерно в 1987 г., таким образом, у него имелись возможность и достаточное количество времени для восстановления утраченных документов, однако меры по их восстановлению истцом не предпринимались, документы были восстановлены в декабре 2018 г..
Объективных причин, препятствовавших истцу своевременно принять меры для принятия наследства, истцом в действительности не приведено и в судебном заседании не установлено.
Ссылку истца на его тяжелую продолжительную болезнь суд во внимание не принимает, поскольку из материалов дела следует, что истец заболел в ноябре 2018 г., т.е. только через 4 года после смерти своей матери.
При этом, Алексеев О.А. не представил доказательств безусловно уважительных причин пропуска срока принятия наследств, связанных с личностью самого истца.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил доказательства наличия у него препятствий, объективно исключающих возможность общения с матерью (наследодателем).
Обращение истца в суд последовало почти спустя 5 лет с момента открытия наследства, и с пропуском установленного законом шестимесячного срока. При этом не имеется оснований считать, что в течение этого времени у истца существовали объективные, не зависящие от его воли обстоятельства, по которым он не мог принять наследство в установленный законом срок. В силу чего доводы истца не могут быть основанием для восстановления срока для принятия наследства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, отвечающих требованиям допустимости и достоверности, свидетельствующих о наличии каких-либо уважительных причин, послуживших основанием для пропуска срока для принятия наследства после смерти матери, а также учитывая, что об открытии наследства истец знал с момента открытия наследства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований о восстановлении срока для принятия наследства не имеется. Доказательств невозможности своевременного обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства истец не представил.
При указанных обстоятельствах, в иске истице следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
В иске Алексееву Олегу Анатольевичу к Осиповой Ирине Анатольевне, Смолкиной Галине Анатольевне, Панкратовой Софье Олеговне о восстановлении срока для принятия наследства, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 01.11.2019 г.
Судья: О.Е. Анциферова