УИД: 41RS0003-01-2020-000595-07
Дело № 2-398/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре Ерёминой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Милославской Наталье Михайловне о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов,
установил:
Истец акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее по тексту АО «Камчатэнергосервис», общество или истец) обратился в суд с иском к Милославской Н.М. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, указав в обоснование своих требований, что ответчик проживает и является потребителем коммунальных услуг, предоставленных обществом по жилому помещению, расположенному в г. Вилючинске Камчатского края по <адрес>. Милославская Н.М. является нанимателем вышеуказанного жилого помещения на основании постановления администрации Вилючинского городского округа от 28 февраля 2011 года № 261 и зарегистрирована в нем с 28 июля 2004 года. Вселение, регистрация и проживание ответчика по месту жительства в указанном жилом помещении являются обстоятельствами, свидетельствующими о факте заключения ответчиком договора найма жилого помещения. Общество с 01 октября 215 года осуществляет на территории Вилючинского городского округа деятельность единой теплоснабжающей организации, а также гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, то есть является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии, горячего и холодного теплоснабжения, а также осуществляет водоотведение на территории Вилючинского городского округа. С 1 сентября 2016 года управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляла управляющая организация МУП «Жилремсервис», с 20 сентября 2018 года – управляющая организация ООО «Юново». 31 октября 2018 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Между управляющей организацией ООО «ЮНОВО» и АО «Камчатэнергосервис» договоры на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в данном многоквартирном доме, не заключались, как и не заключался договор на приобретение коммунальных ресурсов между Обществом и ответчиком. Данный многоквартирный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован, документы, свидетельствующие об оборудовании в жилом помещении ответчика индивидуальных приборов учета тепловой энергии, ГВС, ХВС, альтернативных источников отопления, у истца отсутствуют. Начисление платы за теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение по спорному помещению производилось в соответствии с утвержденными нормативами потребления коммунальных услуг. 09 октября 2017 года вынесен судебный приказ № 2-4080/2017 о взыскании с Милославской Н.М. в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг по спорному жилому помещению за период с 01 октября 2015 года по 31 августа 2017 года. Определением мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края от 10 марта 2020 года на основании заявления Милославской Н.М. отменен вынесенный судебный приказ от 24 мая 2019 года по делу № 2-3643/2019 о взыскании с Милославской Н.М. в пользу истца задолженности за коммунальные услуги за период с 01 сентября 2017 года по 31 марта 2019 года. За период с 01 сентября 2017 года по 30 апреля 2020 года по спорному жилому помещению образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 225 473 рублей 44 копеек. Оплаты, зачисленные на лицевой счет жилого помещения в спорный период на общую сумму 77 219 рублей, надлежит исключить, таким образом, итоговая сумма задолженности за период с 01 сентября 2017 года по 30 апреля 2020 года составляет 148 254 рубля 44 копейки. Поскольку ответчик задолженность за оказанные АО «Камчатэнергосервис» услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению не оплатил, ссылаясь на ст. 153, 155, 157 Жилищного кодекса РФ, истец обратился с настоящим иском о взыскании с ответчика указанной задолженности, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 165 рублей 09 копеек.
Истец АО «Камчатэнергосервис» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Петрова Н.Г. представила заявление, в котором поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик Милославская Н.М., о месте и времени рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке по адресу регистрации, указанному в иске, вместе с тем от получения судебных извещений направленных почтовой связью уклонилась, мнения по иску не представила, об отложении рассмотрении дела, равно как о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, иного места жительства ответчика судом не установлено.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В рассматриваемой ситуации, с учетом наличия в материалах дела сведений о фактическом месте жительства ответчика по адресу, по которому судом направлялась судебная корреспонденция, соответствие данного адреса адресу, указанному истцом в исковом заявлении, а также в возражениях относительно исполнения судебного приказа, суд расценивает неполучение ответчиком судебной корреспонденции, как подтверждение нежелания ответчика принимать судебное извещение, а потому в соответствии со ст. ст. 117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо ООО «Юново», о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, об отложении, равно как и о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, не просило.
Третье лицо администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, представитель по доверенности Андриенко Ю.С. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Вилючинского городского округа.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства настоящего гражданского дела, а также дела № 2-3643/2019 по заявлению АО «Камчатэнергосервис» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с Милославской Н.М., суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Кроме того, ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
В силу ст.ст. 672, 678 ГК РФ, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи по договору найма, в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 67, ч.ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, с момента заключения такого договора.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Также он имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) предусматривала возможность прямых расчетов собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме по оплате за все или некоторые коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признавалось выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
С 03 апреля 2018 года часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ утратила силу на основании пп. «д» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 03 апреля 2018 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс российской Федерации».
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации (ч. 7.2 ст. 155 ЖК РФ).
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ( ч. 7.5. ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами случаях: принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ; при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), обязанность по осуществлению сбора с граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, соответствующих денежных платежей за коммунальные услуги возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Подпунктом «а» п. 3 Правил предусмотрено, что нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам коммунальные услуги предоставляются, начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно со дня заключения договора найма.
В силу пп. «а» п. 11 Правил условия предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения определяются в договоре найма.
При этом, согласно п. 12 Правил собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п.п. 9 и 10 указанных Правил.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктами 34, 36-38 указанных Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года № 354, также установлено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2011 года, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 13, 14, 17 Правил № 354, управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, только со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Подобное регулирование правоотношений направлено в данном случае на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо при изменении способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ).
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.п. 6, 30 вышеуказанных Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия), при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Акционерное общество «Камчатэнергосервис» с 08 июля 2011 года зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды, удаление и отработка сточных бытовых вод, распределение воды, сбор и отчистка воды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки на учет в налоговом органе, копией Устава.
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2015 года между МУП «ГТВС» (Арендодатель), в лице конкурсного управляющего Феофанова С.М., действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от 07 августа 2012 года, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатор), в лице генерального директора Глебова В.Г., действующего на основании Устава, был заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с 01 октября 2015 года по 31 августа 2016 года имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Как следует из дополнительного соглашения от 13 мая 2016 года к договору аренды имущества от 01 сентября 2015 года, стороны пришли к соглашению продлении срока действия договора до 31 декабря 2017 года, а в дальнейшем и до 31 декабря 2019 года, что следует из дополнительного соглашения от 01 декабря 2016 года.
Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договоры поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис».
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа.
В соответствии с договором на предоставление коммунальных услуг № 350-17 от 01 января 2017 года, заключенным между АО «Камчатэнергосервис» (исполнитель) и Управлением имущественных отношений администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска (собственник) исполнитель обязуется предоставлять собственнику коммунальные услуги в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в жилые помещения многоквартирных домов муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа, указанных в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью данного договора, для предоставления коммунальных услуг нанимателям помещений муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа (потребителям), а потребитель обязуется принять и оплатить их на условиях указанного договора. В силу п. 7 указанного договора, он вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года, действует до 31 декабря 2017 года, в части оплаты - до полного исполнения обязательств. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (л.д. 34-39).
Согласно Приложению № 1 к договору № 350-17 от 01 января 2017 года многоквартирный <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, включен в реестр многоквартирных жилых домов Вилючинского городского округа.
Из пункта 1.3. Раздела 1 указанного Договора следует, что границей эксплуатационной ответственности между исполнителем (АО «Камчатэнергосервис») и Потребителем устанавливается внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно подпункта 2.1.3. раздела 2 указанного Договора, исполнитель обязуется производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе, в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия Потребителя в занимаемом жилом помещении.
Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Договора установлено, что исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных условиями настоящего Договора.
Из подпункта 3.1.6 раздела 3 Договора следует, что Потребитель обязуется своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, при этом, в силу подпункт 3.4.2 раздела 3 Договора собственник (наймодатель) обязан оплачивать тепловую энергию (отопление), предоставляемые в жилые помещения муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа, в случае если они не распределены Потребителю (нанимателю).
Из подпункта 4.7.1 раздела 4 Договора следует, что Потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами в кассу исполнителя, в безналичной форме с использованием счетов выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.
Пункты 4.9. и 4.10 Договора устанавливают, что исполнитель в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет Потребителю квитанцию на оплату коммунальных услуг за расчетный период. Оплата потребленных коммунальных услуг по настоящему договору производится Потребителем до 20 числа каждого месяца, следующего за расчетным, по квитанции исполнителя.
Из пункта 6.3. Договора следует, что Потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, также дом присоединен к централизованной сети водоотведения.
Из представленных суду документов также следует, что до 01 октября 2015 года централизованные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к которым присоединен указанный многоквартирный дом, находились во владении у МУП «ГТВС», а с 01 октября 2015 года находятся во владении в соответствии с вышеуказанным договором аренды у АО «Камчатэнергосервис», а с 01 января 2019 года на основании концессионного соглашения от 25 декабря 2018 года, заключенного с администрацией Вилючинского городского округа, как собственником указанных объектов теплоснабжения (л.д. 77-102).
1 сентября 2016 года между собственниками многоквартирного <адрес> и МУП «Жилремсервис» заключен договор № 33 управления указанным многоквартирным домом на основании постановления администрации ВГО от 30 августа 2016 года № 1019 «О заключении договора управления многоквартирными домами Вилючинского городского округа», вступивший в силу с момента подписания и действующий до заключения договора управления многоквартирным домом с победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 3.1.5 договора в обязанности управляющей организации входит заключение по поручению и за счет средств собственников договоров с ресурсоснабжающими организациями с целью предоставления собственникам коммунальных услуг подрядными и прочими организациями.
Протоколом № 7/3 от 17 сентября 2018 года конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по <адрес> г. Вилючинска Камчатского края выявлен победитель конкурса – генеральный директор ООО «Юново» Васичкин Р.Б., 20 сентября 2018 года заключен договор управления данным многоквартирным домом, согласно которому управляющая организация ООО «Юново» по заданию собственников в течение согласованного договором срока (3-х лет с даты подписания договора) обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 3.1.5 договора управления управляющая организация обязана по поручению и за счет средств собственников заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями с целью предоставления собственникам коммунальных услуг.
Вместе с тем, сведений о заключении МУП «Жилремсервис» и ООО «Юново» с ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» договоров на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинск, до 31 октября 2018 года, в материалах дела не имеется.
Доказательств того, что управляющая организация приступила к предоставлению собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома коммунальных услуг, суду не представлено.
В соответствии с протоколом № 1 от 31 октября 2018 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, собственники данного многоквартирного дома приняли решение о заключении с 1 ноября 2018 года договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения), договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п.1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ.
Судом установлено, что в заявленный период с 01 сентября 2016 года до 20 сентября 2018 года по указанному многоквартирному дому действовал способ управления управляющей организацией МУП «Жилремсервис», которая по общему правилу должна являться исполнителем коммунальных услуг, вместе с тем, данных о том, что в указанный период наступили события, указанные в п. 14 и п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, а именно выбранная управляющая организация приступила к предоставлению собственникам и пользователям помещений, указанного в иске многоквартирного дома коммунальных услуг, судом при рассмотрении дела не установлено, следовательно, в силу п. 17 Правил № 354 коммунальные услуги в данном случае собственникам и пользователям помещений в указанном многоквартирном доме предоставлялись непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис».
С 20 сентября 2018 года по результатам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, управляющей организацией многоквартирного <адрес> являлось ООО «Юново», которое также с ресурсоснабжающей организацией соответствующих договоров не заключала, к предоставлению собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома коммунальных услуг не приступала, при этом 31 октября 2018 года собственниками принято решение о заключении с 1 ноября 2018 года прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что плата за коммунальные услуги в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения, в спорный период времени выставлялась потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме управляющей организацией, осуществляющей управление домом № по <адрес>, суду не представлено и таких обстоятельств не установлено.
Таким образом, поскольку предоставление коммунальных услуг в виде отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирный <адрес> осуществляется с 01 октября 2015 года и в течение спорного периода ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» по присоединенным централизованным сетям тепловодоснабжения и водоотведения и подключенных к ней внутридомовых инженерных систем данного многоквартирного дома, на ответчике как потребителе лежит обязанность по их своевременной оплате.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчик Милославская Н.М. на основании постановления администрации Вилючинского городского округа № 261 от 28 февраля 2011 года с указанной даты по настоящее время является нанимателем указанного в иске жилого помещения, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес>, которое находится в муниципальной собственности Вилючинского городского округа и было предоставлено ответчику в пользование для проживания на неё и членов её семьи: сына ФИО9, дочь ФИО10, в качестве служебного жилого помещения, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Вилючинского городского округа, поквартирной карточкой, копией постановления № 261 от 28 февраля 2011 года. Согласно данным поквартирной карточки, сведениям УФМС России по Камчатскому краю, ответчик Милославская Н.М. значится зарегистрированной в данной квартире с 28 июля 2004 года по настоящее время. С указанной даты в спорном жилом помещении, в заявленный истцом период образования задолженности, также значатся зарегистрированной дочь нанимателя ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из материалов дела также следует, что ранее на основании судебного приказа от 09 октября 2017 года № 2-4080/2017 с Милославской Н.М. в пользу АО «Камчатэнергосервис» была взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес>, за период с 01 октября 2015 года по 31 августа 2017 года в размере 75 204 рублей 62 копеек и государственная пошлина в размере 1 228 рублей 07 копеек (л.д. 10).
Как следует из материалов гражданского дела № 2-3643/2019, ранее 22 мая 2019 года АО «Камчатэнергосервис» обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 сентября 2017 года по 31 марта 2019 года, на основании которого был вынесен судебный приказ от 24 мая 2019 года, отмененный по заявлению Милославской Н.М. определением мирового судьи 10 марта 2020 года.
Из представленного суду расчета задолженности и карточки расчетов, а также доводов искового заявления (л.д. 13-15, 16-19) следует, что задолженность по оплате за коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению по вышеназванному жилому помещению за период с 01 сентября 2017 года по 30 апреля 2020 года, с учетом исключения плат, зачисленных на лицевой счет в 2018, 2019 и 2020 гг., в общем размере 77 219 рублей по судебному приказу № 2-4080/2017, составляет 148 254 рубля 44 копейки.
Данный расчет суд находит верным, поскольку он составлен в соответствии с утвержденными тарифами на данные услуги и имеющихся сведениях об объемах потребления, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, ответчиком порядок произведенного расчета не оспорен, свой контррасчет не представлен.
В свою очередь, аргументы ответчика Милославской Н.М., изложенные ею в возражениях на судебный приказ от 24 февраля 2020 года в рамках дела № 2-3643/2019 о несогласии с произведенным расчетом задолженности, суд во внимание не принимает, поскольку каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих об этом, суду стороной ответчика представлено не было. Как было установлено при рассмотрении дела многоквартирный <адрес>, в котором расположено предоставленное ответчику спорное жилое помещение подключен к централизованным сетям тепло и водоснабжения, а также водоотведения, каких либо данных о предоставлении какого-либо вида коммунальных услуг не в полном объеме и ненадлежащего качества, а также обращений ответчика в ресурсоснабжающую организацию с соответствующими заявлениями в материалах дела не имеется и таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено, что не освобождает нанимателя данного жилья от обязанности вносить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно требованиям ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств того, что ответчик в настоящее время оплатил указанную задолженность полностью либо в части, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду также не представлено.
Таким образом, установив, что коммунальные услуги по жилому помещению, расположенному по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> указанный в иске период предоставлялись, вместе с тем, ответчик Милославская И.И., являясь нанимателем указанного жилого помещения, а следовательно потребителем предоставляемых в жилое помещение коммунальных услуг, в полном объеме их не оплачивала, суд приходит к выводу, что исковые требования АО «Камчатэнергосервис» о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные коммунальные услуги подлежат удовлетворению в полном объеме в заявленном размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в соответствии с платежным поручением № 3553 от 13 мая 2020 года в размере 4 165 рублей 09 копеек (л.д. 9).
Исходя из установленного п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размера государственной пошлины, подлежащей уплате исходя из заявленной цены иска, судебные расходы, понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины, в размере 4 165 рублей 09 копеек, в силу положений ст. 101 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Милославской Наталье Михайловне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов, – удовлетворить.
Взыскать с Милославской Натальи Михайловны в пользу акционерного общества «Камчатэнергосервис» задолженность по оплате за предоставленные в период с 01 сентября 2017 года по 30 апреля 2020 года коммунальные услуги по жилому помещению, расположенному по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес>, в размере 148 254 рублей 44 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 165 рублей 09 копеек, а всего взыскать 152 419 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2020 года.
Председательствующий судья | Н.М. Хорхордина |