7р-539
РЕШЕНИЕ
28 октября 2021 г. город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э.А. на решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 30 августа 2021 г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 18 мая 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» (далее - ООО «УК «Окраина», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 30 августа 2021 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Защитник юридического лица Рашидов Э.А. в жалобе просит отменить судебный акт, ссылаясь на отсутствие вины Общества во вмененном правонарушении.
ООО «УК «Окраина», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, законного представителя либо защитника в суд не направило, причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило.
На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Положения статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ обязывают юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к отходам производства и потребления.
Согласно пункту 1 приведенной нормы отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ООО «УК «Окраина» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные жилые дома № № 2, 6 корпус 1, 14, 27, 30, 35 по ул. Адм. Макарова в г.Архангельске.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 1.1 приведенной нормы).
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В ходе проведенного сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Архангельской области административного расследования по обращению жильца дома 4 по улице Адмирала Макарова в городе Архангельске установлено, что по состоянию на 7 июня 2021 г. ООО «УК «Окраина» допустила нарушение пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14, пунктов 2.1, 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 (соответствуют пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21), а именно: в районе жилого дома № 2 по ул.Адмирала Макарова в г.Архангельске место для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) не имеет ограждения; в районе жилого дома № 27 по ул.Адмирала Макарова в г.Архангельске место для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) не имеет ограждения, водонепроницаемое основание контейнерной площадки отсутствует, восьмикубовый контейнер установлен на земле; в районе жилого дома № 30 по ул.Адмирала Макарова в г.Архангельске место для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) не имеет ограждения, водонепроницаемое основание контейнерной площадки отсутствует, восьмикубовый контейнер установлен на земле; в районе жилого дома № 35 по ул.Адмирала Макарова в г.Архангельске место для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) не имеет ограждения, водонепроницаемое основание контейнерной площадки отсутствует, два металлических контейнера установлены на земле; у двух металлических контейнеров отсутствуют крышки. Кроме того, по состоянию на 10 августа 2020 г. установлено, что в районе жилого дома № 2 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске место для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка) не имеет ограждения.
Помимо этого, согласно опросу свидетеля от 16 сентября 2020 г. установлено, что места для сбора и временного накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки), расположенные в районе жилых домов № № 6 корпус 1, 14, 27 по ул.Адмирала Макарова в г.Архангельске не имеют ограждения; на указанных контейнерных площадках отсутствует водонепроницаемое основание, восьмикубовые контейнеры установлены на земле.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения «УК «Окраина» к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ.
На момент выявления правонарушения действовали вмененные обществу санитарно-эпидемиологические правила и нормы СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 г. № 58, пунктом 3.11 которых предусмотрено, что санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Также было установлено и нарушение положений пунктов 2.1, 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», действовавших до 1 января 2021 г., в которых указано, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.
Правила СП 3.5.3.3223-14 действовали в период выявления правонарушения, действия СанПиН 2.1.7.3550-19 утратило силу с 01 января 2021 г.
Однако аналогичные правила содержатся в пункте 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением от 28 января 2021 г. № 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», действующих с 1 марта 2021 г.
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Вопреки доводам защитника Рашидова Э.А. все фактические и юридически значимые обстоятельства административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, подтверждаются представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, обращением С. Е.Ю. (жителя дома 4 по улице Адмирала Макарова в городе Архангельске), фотоматериалом, протоколом опроса свидетеля от 25 июня 2020 г., выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УК «Окраина», договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2019 г., заключенным с ООО «УК «Окраина», получившими правильную юридическую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, совокупность которых является достаточной для объективного вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ. Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «УК «Окраина» не приняты все зависящие от него меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых домов №№ 2, 6 корпус 1, 14, 27, 30, 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске.
Кроме того, в силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать на обслуживаемой территории наличие сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Доводы подателя жалобы о том, что ООО «УК «Окраина» не является субъектом инкриминированного правонарушения, поскольку территория контейнерной площадки и земельный участок под ней не относятся к общему имуществу собственников указанного многоквартирного жилого дома, несостоятельны и не соответствуют материалам дела.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
01 марта 2019 г. собственниками жилых домов по адресу: № № 2, 6 корпус 1, 14, 27, 30, 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске, заключен договор управления данными многоквартирными домами с ООО «УК «Окраина», в соответствии с которым управляющая организация приняла на себя обязательства по выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общедомового имущества.
Согласно представленным материалам дела контейнерные площадки, расположенные в районе жилых домов № № 2, 6 корпус 1, 14, 27, 30, 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске, предназначены для сбора и вывоза твердых бытовых отходов и находятся в управлении ООО«УК «Окраина», с указанных площадок управляющая компания осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Материалами дела установлено и в жалобе не оспаривается тот факт, что указанными контейнерными площадками пользуются жильцы домов№ № 2, 6 корпус 1, 14, 27, 30, 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске, следовательно, обязанность по ее содержанию в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства лежит на управляющей организации.
В рассматриваемом случае принадлежность земельного участка, на котором установлены контейнеры для сбора бытовых отходов и мусора (на придомовой территории или вне ее) правового знание не имеет, поскольку место установки контейнеров определено управляющей организацией.
На основании указанных положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, правовых оснований для возложения обязанности на органы местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствуют.
Такой подход соответствует и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-3601).
По существу, в жалобе защитника не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, способных послужить основанием для отмены или изменения судебного постановления.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «УК «Окраина» в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи 6.4 КоАП РФ для юридических лиц.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении и решения, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушения процессуальных требований не допущено.
С учетом изложенного, поводов для вмешательства в оспариваемый судебный акт не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 30 августа 2021 г. оставить без изменения, жалобу защитника ООО «УК «Окраина» Рашидова Э.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев