Дело № 12-565/23
16MS0030-01-2022-003105-22
РЕШЕНИЕ
10 апреля 2023 г. г. Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан Р.Г. Хусаинов, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Русэнергосбыт» М.С. на постановление мирового судьи судебного участка №5 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани от 12 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ,
установил:
М.С. , являясь директором Общества с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт», далее (ООО «Русэнергосбыт»), филиал которого расположен по адресу: ... ..., допустил нарушение установленного пунктом 5 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за --.--.---- г. по ООО «Русэнергосбыт» в Межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан, при сроке ее предоставления не позднее --.--.---- г., указанный документ фактически представлен в налоговый орган --.--.---- г., то есть с нарушением установленного законом срока.
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани от 12 января 2023 года генеральный директор ООО «Русэнергосбыт» М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
М.С. в установленном законом порядке обжаловал в суд указанное постановление мирового судьи. В обоснование жалобы указано, что налоговая декларация ООО «Русэнергосбыт» могла быть подана только в электронном виде; запись о вступлении М.С. в должность генерального директора ООО «Русэнергосбыт» в ЕГРЮЛ была внесена --.--.---- г..; М.С. не является субъектом административного правонарушения.
Представитель заявителя жалобу поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо – ИФНС №5 по РТ в суд не явилось, извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 289 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Привлекая к административной ответственности М.С. по ст. 15.5 КоАП РФ мировой судья исходил из следующих доказательств, а именно:
- протокола №-- от --.--.---- г. об административном правонарушении;
- копией квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, согласно которой, Обществом с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» представлена налоговая декларация по налогу на прибыль, №--, первичный, за 3 месяца, квартальный, --.--.---- г., которая поступила в налоговый орган --.--.---- г., и принята налоговым органом --.--.---- г.;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Русэнергосбыт» от --.--.---- г., согласно которой, генеральным директором юридического лица является М.С.
С данными вывода мирового судьи о совершении М.С. административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ суд не соглашается суд апелляционной инстанции не соглашается при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пп.4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
Согласно ч.3 ст. 80 НК РФ Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной ---, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде утвержден Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 02.04.2002 № БГ-3-32/169. В нем указано, что при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
- после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП3 уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;
- в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.
Приемку налоговых деклараций налоговый орган осуществляет в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ (далее - Регламент).
В пункте 19 Регламента приведен перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций (расчетов). Среди них - отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) руководителя организации- заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации.
При наличии любого из оснований, названных в п. 19 Регламента, заявитель информируется об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) (п. 142 Регламента).
- В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-Ф3 (далее - ФЗ «Об электронной подписи») в случае использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц применяется КЭП юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (удостоверяющий центр ФНС России), с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также лица, уполномоченного действовать без доверенности.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об электронной подписи» при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата. В соответствии с ч.1.1 ФЗ «Об электронной подписи» подтверждение осуществляется путем предоставления документа, подтверждающего такое право.
Для заполнения квалифицированного сертификата и проверки предоставленной информации удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (ч. 2.2 ст. 18 ФЗ «Об электронной подписи»).
В случае, если полученные из ЕГРЮЛ сведения не подтверждают достоверность предоставленной заявителем информации, удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата (ч. 2.3 ФЗ «Об электронной подписи»).
Как установлено материалами дела, --.--.---- г.. ООО «Русэнергосбыт», в соответствии с п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации, направило через АО «ПФ» СКБ Контур» в электронном виде налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал --.--.---- г. года, подписанную КЭП представителем Общества по доверенности от --.--.---- г. № №--
--.--.---- г. отправленная --.--.---- г. первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 ... ... была отклонена по причине №-- неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности.
--.--.---- г. Общество пыталось устранить причину №-- и повторно отправило налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 кв. --.--.---- г. (подписана КЭП представителем Общества по причине прекращения трудовой деятельности генерального директора ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (копия приказа от --.--.---- г. прилагается) и --.--.---- г. снова получило уведомление об отклонении по причине №-- неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности.
--.--.---- г. Обществом в адрес Инспекции направлено ходатайство №-- от --.--.---- г. и налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 ... ... подписанная новым генеральным директором ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» после получения им КЭП.
Таким образом, ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» предпринимало попытки своевременной отправки налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 ... ...., однако в принятии налоговой декларации было отказано.
Как следует из мотивировочной части решения суда, мировой судья сослался на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Русэнергосбыт» от --.--.---- г., согласно которой, генеральным директором юридического лица является М.С.
В ходе рассмотрения дела, был представлен приказ №-- от --.--.---- г., согласно которому М.С. был назначен на должность генерального директора ООО «Русэнергосбыт» с --.--.---- г..
Между тем, согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Русэнергосбыт» от --.--.---- г., сведения о внесении М.С. на должность генерального директора ООО «Русэнергосбыт» были внесены --.--.---- г..
Как пояснил в ходе рассмотрения дела, представитель М.С. своевременно отправить налоговую декларацию в установленный законом срок - --.--.---- г. не представилось возможным, поскольку в силу положений ч.1 ст. 17 ФЗ «Об электронной подписи» на М.С. была возложена обязанность по получению квалифицированной электронной подписи для подачи налоговой декларации в ИФНС №5 по РТ.
Как установлено материалами дела, запись о вступлении М.С. в должность генерального директора ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в ЕГРЮЛ была внесена --.--.---- г..
Учитывая отсутствие в момент наступления срока предоставления ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» налоговой декларации (налогового расчета) по налогу на прибыль за 1 квартал --.--.---- г. года - --.--.---- г. сведений в ЕГРЮЛ о наличии у М.С. полномочий действовать от лица Общества без доверенности, М.С. не являлся лицом, имеющим правовые основания, а Документы об изменении сведений о юридическом лице, в частности, сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, были сданы Обществом в налоговый орган в день издания приказа о назначении нового генерального директора, в связи с чем, указанная налоговая декларации была направлена в адрес налогового органа --.--.---- г. представителем ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» по доверенности, заверенной усиленной квалифицированной подписью представителя, но не была принята налоговым органом со ссылкой на отсутствие подтверждения полномочий лица, подписавшего декларацию.
Таким образом, довод заявителя о том, что М.С. не мог являться субъектом административного правонарушения за несвоевременное предоставление налоговой декларации за 1 квартал 2022 г. в установленный срок - --.--.---- г. является законным и обоснованным.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, поскольку исследованными материалами дела судом апелляционной инстанции, факт совершения М.С. административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ не подтвердился, то решение мирового судьи в силу положений пп.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №5 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Русэнергосбыт» М.С. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано, опротестовано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Р.Г. Хусаинов