РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
23.01.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-307/2023 (3а-2593/2022) по административному исковому заявлению Чикаровой Александры Ивановны, Ледачкова Александра Егоровича, Луценко Аллы Сергеевны, Скоковой Марины Васильевны, Гнездиловой Татьяны Геннадьевны, Берсенева Владимира Леонидовича, Алыевой Виолы Михайловны, Павлычева Станислава Юрьевича, Князевой Натальи Васильевны, Мельникова Сергея Ивановича, Тарасова Александра Николаевича, Барабаш Светланы Анатольевны, Шелухина Вячеслава Анатольевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят:
1) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 534 925 руб.;
2) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 458 160 руб.;
3) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 669 554 руб.;
4) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 120 714 руб.;
5) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 658 149 руб.;
6) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 562 138 руб.;
7) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 597 958 руб.;
8) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 639 302 руб.;
9) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 386 714 руб.;
10) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 851 975 руб.;
11) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8 946 258 руб.;
12) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 255 133 руб.;
13) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 546 474 руб.;
14) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 402 416 руб.;
15) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 634 040 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
Представитель административных истцов, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
ГБУ <адрес> "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные нежилые помещения принадлежат административным истцам на праве собственности.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Самарской от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории <адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28, следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чикаровой Александры Ивановны, Ледачкова Александра Егоровича, Луценко Аллы Сергеевны, Скоковой Марины Васильевны, Гнездиловой Татьяны Геннадьевны, Берсенева Владимира Леонидовича, Алыевой Виолы Михайловны, Павлычева Станислава Юрьевича, Князевой Натальи Васильевны, Мельникова Сергея Ивановича, Тарасова Александра Николаевича, Барабаш Светланы Анатольевны, Шелухина Вячеслава Анатольевича удовлетворить.
1) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 534 925 руб.;
2) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 458 160 руб.;
3) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 669 554 руб.;
4) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 120 714 руб.;
5) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 658 149 руб.;
6) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 562 138 руб.;
7) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 597 958 руб.;
8) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 639 302 руб.;
9) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 386 714 руб.;
10) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 851 975 руб.;
11) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8 946 258 руб.;
12) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 255 133 руб.;
13) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 546 474 руб.;
14) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 402 416 руб.;
15) установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый №, местоположение: <адрес>, бульвар Туполева, <адрес>, равной рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 634 040 руб.
Датой подачи административными истцами заявления в суд считать 06.12.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2023.