№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
с участием:
истца Корнеева А.Н.,
представителя истца Карабановой Е.А.,
представителей ответчика Свиридковой Ю.И., Ахмадиевой Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Корнеева ФИО8 к Обществу с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» о взыскании заработной платы; возложении обязанности по предоставлению дополнительного отпуска; взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Корнеев А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» о взыскании заработной платы; возложении обязанности по предоставлению дополнительного отпуска; взыскании компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимает <адрес>
Истец выполняет работу вахтовым методом, срок продолжительности вахты и межвахтового отпуска составляет один месяц, среднедневной заработок составляет 8 235,053 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ года посредством сотовой связи истцом получено уведомление об одностороннем изменении графика работы на ДД.ММ.ГГГГ год (во исполнение Постановление № «О введении режима повышенной готовности»), согласно которому срок продолжительности вахты и межвахтового отпуска составил три календарных месяца. Наряду с уведомлением направлен образец заявления о согласии с названным графиком (с настойчивой рекомендацией его подписать и за свой счет направить работодателю) и непосредственно сам график, причем не согласованный с председателем первичной профсоюзной организации, не утвержденный начальником управления по работе с персоналом.
ДД.ММ.ГГГГ года уведомление продублировано телеграммойДД.ММ.ГГГГ года посредством почтовой связи «Почта России» истец разъяснил ответчику о своем отказе выполнять работу в соответствии с вновь введенным режимом работы, а также дал пояснения относительно незаконности требовать как согласие на такой режим, так и незаконности требовать подписать заявление о таком согласии. В направленном отказе ответчик также уведомлен о намерении истца явиться в пункт сбора и приступить к работе в соответствии с графиком, утвержденном в ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с графиком работы на ДД.ММ.ГГГГ год, истец прибыл в пункт сбора работодателя для исполнения трудовых обязанностей в соответствии с условиями трудового договора.
ДД.ММ.ГГГГ года ответчик обеспечил истцу допуск к месту прохождения режима самоизоляции, которое представляло собой вагонное помещение (вагон) на территории <адрес> (в помещении бывшей операторной), при этом ответчик не обеспечил необходимые условия для самоизоляции, балок находился в антисанитарных условиях, отсутствовала ванная комната (из сантехнического оборудования имелись только унитаз и раковина в комнате для приема пищи), вагонное помещение было снабжено только горячим водоснабжением, местонахождением вагонного места явился производственный объект. Названные условия повлекли для истца невыносимые бытовые условия.
За <адрес> истцу выплачена заработная плата в пониженном размере 77 453 рубля 18 копеек, что составило 5 163 рубля 54 копейки за одну вахтовую смену.
В связи с работой в районах Крайнего Севера, ситцу помимо ДД.ММ.ГГГГ ежегодного оплачиваемого отпуска полагается ДД.ММ.ГГГГ дополнительный отпуск ДД.ММ.ГГГГ
В нарушение указанных положений, за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно графика отпусков истцу предоставлен отпуск <адрес> дней основного отпуска, ДД.ММ.ГГГГ дней дополнительного.
В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 46 072 дня 69 копеек; обязать ответчика предоставить истцу дополнительный отпуск в количестве ДД.ММ.ГГГГ дня; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании истец Корнев А.Н., его представитель Карабанова Е.А. исковые требования поддержали, дали пояснения согласно искового заявления.
Представители ответчика Свиридкова Ю.И., Ахмадиева Я.М. исковые требования не признали, полагают их необоснованными.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Истец Корнеев А.Н. и ответчик ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» состояли в трудовых отношениях, истец занимал должность <адрес>, признается сторонами.
Постановлением <адрес> «О дополнительных мерах по защите населения и предупреждения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, предписано обеспечить обсервацию (временную изоляцию) работников, работающих вахтовым методом, на срок не менее 14 календарных дней, с последующим допуском к работе не ранее чем на следующий день со дня истечения установленного срока обсервации (временной изоляции) при условии получения отрицательного результата повторного лабораторного исследования на COVID-19 в организациях, имеющих лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.
Распоряжением ООО «№, во исполнение Постановления ДД.ММ.ГГГГ, предписано организовать работу и обеспечить бытовые нужды в режиме временной изоляции на срок 14 дней на объекте «<адрес> для работников, заезжающих на вахту, в частности Корнеева А.Н.
Приказом ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» от № <адрес> Корнееву А.Н. объявлен простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника в течении четырнадцати календарных дней с даты сдачи тестов. Помимо этого предписано за период простоя начислять заработную плату истцу в размере не менее двух третей тарифной ставки, рассчитанной пропорционально времени простоя.
Согласно представленного ответчиком расчета заработной платы Корнеева А.Н. за ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года истцу выплачена заработная плата в размере 34 012 рублей 55 копеек, в том числе заработная плата в связи с вынужденным простоем 13 605 рублей 02 копейки, северная надбавка 10 884 рубля 02 копейки, районный коэффициент 9 523 рубля 51 копейка; премия по итогам второго полугодия в размере 30 981 рубль 27 копеек, северная надбавка 24 785 рублей 02 копейки, районный коэффициент 21 686 рублей 89 копеек. Указанный расчет согласуется с расчетным листком Корнеева А.Н. за ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком выплачена начисленная истцу в ДД.ММ.ГГГГ года заработная плата в размере 67 384 рубля 18 копеек, 324 рубля 71 копейка, 32 030 рублей 68 копеек, соответственно.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15 ТК РФ).
В соответствии со ст.56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец и ответчик на момент возникновения спора состояли в трудовых отношениях, фактически между ними заключен трудовой договор, по которому истец обязался выполнять трудовые обязанности в должности <адрес>, ответчик в свою очередь обязался предоставить истцу необходимые условия для работы, оплатить его труд.
Согласно ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст.132 ТК РФ).
В силу ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.157 ТК РФ, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства свидетельствуют о том, что ответчик, при наличии соответствующих оснований, с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, принял меры для обсервации (временной изоляции) Корнеева А.Н., при этом истцу были обеспечены нормальные жилищный и бытовые условия, что в частности подтверждается и материалами фото и видеосъемки, представленной истцом.
Истец на период обсервации был помещен в жилой балок, ему были обеспечены условия для сна, приема пищи и гигиенических процедур, при рассмотрении дела судом также учитывается факт непредвиденного возникновения пандемии, имеющаяся у ответчика необходимость обеспечения непрерывной производственной деятельности в совокупности с принятием мер, направленных на нераспространение короновирусной инфекции.
Ответчиком, в связи с невозможностью на период обсервации исполнения Корнеевым А.Н. трудовых обязанностей, принято обоснованное решение об объявлении простоя, приказ об объявлении простоя в установленном законом порядке истцом не обжалован, незаконным не признан.
Заработная плата истцу за ДД.ММ.ГГГГ года выплачена в соответствии с приказом о простое, расчет заработной платы произведен исходя из системы оплаты труда истца, с учетом отсутствия возможности исполнения им трудовых обязанности, по обстоятельствам, не зависящим от сторон трудового договора (простоя).
В связи с изложенными обстоятельствами, исковые требования о взыскании заработной платы не основаны на нормах трудового законодательства, основания для их удовлетворения отсутствуют.
Приказом ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» ДД.ММ.ГГГГ года, Корнееву А.Н. предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года. С указанным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ года.
Приказом ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» ДД.ММ.ГГГГ года, изменен приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска <адрес> года, предписано считать работнику дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве ДД.ММ.ГГГГ года, всего оплачиваемый отпуск в количестве ДД.ММ.ГГГГ года.
Сопроводительным письмом с исходящим ДД.ММ.ГГГГ года, по месту жительства Корнеева А.Н., последний уведомлен о предоставлении дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера, отпуск продлен до ДД.ММ.ГГГГ года, с указанным письмом направлен приказ ДД.ММ.ГГГГ года. Опись почтового вложения, почтовые квитанции подтверждают факт направления указанных документов истцу до начала очередного оплачиваемого отпуска, до подачи Корневым А.Н. искового заявления в суд.
Согласно ст.106 ТК РФ, под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
К времени отдыха относятся отпуска (ст.107 ТК РФ), согласно ст.114 ТК РФ Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст.115 ТК РФ).
В силу ст.14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах Крайнего Севера 24 календарных дня.
Материалами дела подтвержден факт предоставления Корнееву А.Н. очередного оплачиваемого отпуска в ДД.ММ.ГГГГ году в количестве ДД.ММ.ГГГГ дня, предоставление указанного отпуска оформлено соответствующими приказами ответчика, отпуск предоставлен истцу в полном объеме, дополнительный приказ о предоставлении отпуска издан ответчиком до начала периода отпуска истца, в связи с чем, суд полагает, что трудовых прав истца на отдых, ответчиком не нарушено, основания для удовлетворения искового требования о предоставлении дополнительного отпуска, отсутствуют.
В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Обстоятельства, положенные в обоснование исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, соответственно основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, отсутствуют.
Установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о том, что ответчиком прав и законных интересов истца не нарушено, заявленные исковые требования, не основаны на нормах трудового законодательства, не подтверждены исследованными доказательствами, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
В силу ст.98, ст.100 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований Корнеева А.Н. к ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ», требования о взыскании судебных расходов, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Корнеева ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» о взыскании заработной платы; возложении обязанности по предоставлению дополнительного отпуска; взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 27 июля 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов