Дело № 12-222/2023
74RS0017-01-2023-005159-25
Р Е Ш Е Н И Е
город Златоуст 3 ноября 2023 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Карандашова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» ФИО2 на постановление № по делу об административном правонарушении от 26 сентября 2023 года, вынесенное Административной комиссией Златоустовского городского округа о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»,
установил:
защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (далее по тексту ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», Общество) - ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное 26 сентября 2023 года Административной комиссией Златоустовского городского округа, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 г. № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование доводов указал на то, что с постановлением по делу об административном правонарушении не согласен, полагает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает на то, что стела автозаправочной станции, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Таганайская, д. 14 соответствует требованиям, предусмотренным «ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2019 г. № 1567-ст)/
Кроме того, полагает, что осмотр территории АЗС в нарушение норм административного законодательства произведен в отсутствии законного представителя юридического лица, извещенного об этом надлежащим образом. Также протокол осмотра территории юридического лица административным органом не составлялся. Указанное обстоятельство лишает акты комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ доказательственной силы. Следовательно, обстоятельства вменяемого заявителю административного правонарушения, фактически установленные в результате проверки (осмотра) территории, не подтверждены допустимыми доказательствами (протоколами осмотра).
Полагает также, что допущенное юридическим лицом административное правонарушение не относится к категории правонарушений, представляющих особую социальную значимость, не влечет угрозы жизни и здоровью граждан, общественному порядку и национальной безопасности. Доказательств тому, что в результате правонарушения кому-либо причинен вред, не представлено. Просит применить к Обществу ст. 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным, освободив от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В соответствии с нормами, предусмотренными статьей 4.1.1 КоАП РФ, считает возможным заменить административный штраф предупреждением.
Защитник либо представитель юридического лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника либо представителя юридического лица.
Представитель Административной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО3 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила оставить ее без удовлетворения, постановление без изменения. В судебное заседание представила отзыв на жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».
Исследовав материалы дела, заслушав участника процесса, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Из постановления по делу об административном правонарушении № от 26 сентября 2023 года следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Уральнефтепродукт» признано виновным в том, что 8 августа 2023 года ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» допустило ненадлежащее содержание элемента благоустройства - информационного указателя, расположенного на территориях общего пользования, а именно: на информационном указателе (стеле), информирующем о действующих ценах на топливо (бензин) автозаправочной станции (АЗС 74186), расположенной по адресу: ул. Таганайская д. 14 в г. Златоусте, разбито световое табло, что является нарушением требований п. 5 Раздела 2 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утв. решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 года №30-ЗГO. Ответственность за ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства предусмотрена ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. № 584-30 « Об административных правонарушениях в Челябинской области».
Закон Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области № 584-ЗО) устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 июля 2012 года № 30-ЗГО утверждены «Правила благоустройства территории Златоустовского городского округа» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил юридические лица всех организационно-правовых форм осуществляют изготовление, строительство, размещение, обустройство, содержание и ремонт элементов благоустройства в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП и других нормативных актов. Должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории Златоустовского городского округа.
Правила технической эксплуатации автозаправочных станций и комплексов устанавливаются ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2019 г. № 1567-ст).
В соответствии с п. 5.4 Национального стандарта ГОСТ Р 58404-2019 на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов (допускается не указывать на стеле наименование автомобильного бензина и дизельного топлива, а также символы, обозначающие их экологический класс) и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п.
В соответствии с п. 4.8 ГОСТ Р 58404-2019 ответственность за эксплуатацию АЗС в соответствии с настоящим стандартом несет руководитель организации, эксплуатирующей АЗС.
В соответствии с п. 4.12 ГОСТ Р 58404-2019 не допускается эксплуатация зданий, сооружений и оборудования АЗС, не отвечающих нормативным правовым актам, проектной документации, технической документации производителей оборудования АЗС.
В силу абзаца 2 пункта 6 раздела 2 Правил благоустройство территории Златоустовского городского округа заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих проектирование, создание, реконструкцию, содержание, текущий и капитальный ремонт, ямочный ремонт объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.) и других объектов благоустройства, установку элементов благоустройства и поддержание их в надлежащем техническом состоянии.
Согласно абзацу 1 подпункта 15-1 пункта 4 раздела 1 Правил благоустройства к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27 мая 2010 года «Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (далее – Закон № 583-ЗО) органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области.
В соответствии со статей 2 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27 мая 2010 года административные комиссии являются коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции; создаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; действуют на основании положений об административных комиссиях, утверждаемых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ч. 3 ст. 32 Закона Челябинской области № 584-ЗО административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО.
Административная комиссия ЗГО Челябинской области обоснованно пришла к выводу о виновности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, поскольку его виновность подтверждается исследованными доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности;
- рапортом главного специалиста отдела административной практики Управления муниципальной милиции Администрации ЗГО ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ;
- фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что 8 августа 2023 года в 08:35 и 08:36 по адресу: ул. Таганайская, д. 14 в г. Златоусте АЗС 74186 установлено ненадлежащее содержание указателя цен на бензин (стела) со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на котором в верхней части разбито световое табло;
- актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе обследования по адресу: г. Златоуст, ул. Таганайская, д. 14 выявлено: по указанному адресу находится ОЗС 74186 Лукойл (напротив администрации ЗГО) указатель цен на бензин (стела) в самом верху разбито световое табло, причины возникновения недостатков – ненадлежащее содержание ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» указателя цен на бензин (стелы);
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- планом-схемой, и другими материалами дела.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает. Всем доказательствам при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на основании ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В данном случае Административная комиссия ЗГО Челябинской области с необходимой полнотой исследовала обстоятельства дела и дала надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Вынесенное по делу об административном правонарушении постановление является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» нарушены установленные муниципальными нормативно-правовыми актами требования к содержанию и благоустройству территории.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона № 584-ЗО, образует ненадлежащее содержание элементов благоустройства.
Довод жалобы о том, что при производстве по делу об административном правонарушении осмотр территории произведен с нарушением требований статьи 27.8 КоАП РФ, в связи с чем акт комиссионного обследования является недопустимым доказательством по делу, нельзя признать состоятельным.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Протокол осмотра территории юридического лица в соответствии с требованием ст. 27.8 КоАП РФ должностным лицом не проводился, нарушение выявлено должностным лицом в рамках ежедневного мониторинга территории, оформлено актом обследования с фиксацией административного правонарушения, с приложением фототаблицы.
Из представленной в материалы дела фототаблицы следует, что световое табло автозаправочной станции (АЗС 74186), расположенной по адресному ориентиру: ул. Таганайская д. 14 в г. Златоусте, являющееся элементом благоустройства на территории общего пользования Златоустовского городского округа, находится в поврежденном состоянии.
Сведений о том, что фотоснимки получены с нарушением закона, не имеется. Представленные фотоснимки являются надлежащими доказательствами по делу в силу ст. 26.2 КоАП РФ.
Фототаблицы и акты комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не относимы к рассматриваемому правонарушению, поскольку административное правонарушение выявлено 8 августа 2023 года в 08:36. Вместе с тем иных доказательств достаточно для установления виновности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».
Согласно представленным материалам дела ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является лицом, ответственным за соблюдение правил благоустройства территории Златоустовского городского округа.
Оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», для прекращения производства по делу, не установлено.
Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Административный орган при рассмотрении дела не нашел оснований для признания данного правонарушения малозначительным, не находит их и судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление.
Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Административной комиссией учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства совершение административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в пределах санкции части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 г. № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в минимальном размере.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам дела не позволяет сделать вывод о возможности замены назначенного Обществу наказания предупреждением по основанию привлечения его к административной ответственности впервые, поскольку наличие данного обстоятельства не является достаточным для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное 26 сентября 2023 года Административной комиссией Златоустовского городского округа о признании ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Судья