Дело № 5-895/2022
УИД 18RS0011-01-2022-002048-02
Постановление
30 мая 2022 года г. Глазов УР
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Самсонов И.И.,
с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора УР Симакова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», ИНН 1829015681, ОГРН 1041801905749, зарегистрированного по адресу: Удмуртская республика, г. Глазов, ул. Мира, д. 22; ранее к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ не привлекавшегося,
Установил:
Глазовской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», по результатам которой выявлены нарушения законодательства о лицензировании медицинской деятельности. Установлено, что 30.12.2019 между МБОУ «Гимназия №8» и БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» заключено соглашение об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении. В соответствии с п. 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является совместная организация медицинского обслуживания лиц, обучающихся в Образовательном учреждении, в период образовательного и воспитательного процесса. В соответствии с п. 2.2.2 соглашения медицинское учреждение в целях оказания медицинской помощи обучающимся в соответствии с требованиями законодательства обязуется закрепить за Образовательным учреждением медицинские кадры. Приказом главного врача БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» от 30.12.2021 № 585 за каждым медицинским кабинетом образовательного учреждения закреплены медицинские работники. Пунктом 2.2.1 Соглашения определено, что медицинское учреждение обязуется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в помещениях медицинского блока Образовательного учреждения. Между тем, проведенной проверкой установлено, что БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», в нарушение требований законодательства, проводится вакцинация несовершеннолетних детей в медицинских блоках образовательных организаций в отсутствие лицензии по месту ее проведения. Так, в медицинских кабинетах образовательных организаций по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 19, г. Глазов, ул. Колхозная, 12; г. Глазов, ул. Кирова, 61а; г. Глазов, ул. Ленина, 3а; г. Глазов, ул. Короленко, 8; г. Глазов, ул. Короленко, 4а, г. Глазов, ул. Революции, д. 8 проводится вакцинация несовершеннолетних детей работниками БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР». Перед проведением вакцинации детей оформляется согласие родителей на проведение прививок, проводится осмотр врачом-педиатром детей, о чем свидетельствуют медицинские карты детей. Вакцины выдаются медицинским работникам в детских поликлиниках БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», о чем свидетельствуют журналы учета вакцин. Однако, разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах образовательных организаций по адресам: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 19 (МБОУ «гимназия №8), г. Глазов, ул. Колхозная, 12 (МБОУ «СОШ №16); г. Глазов, ул. Кирова, 61а (МБДОУ «Детский сад №35); г. Глазов, ул. Ленина, 3а (МБДОУ «Детский сад №32); г. Глазов, ул. Короленко, 8 (МБОУ «СОШ №17); г. Глазов, ул. Короленко, 4а (МБДОУ «Детский сад №4а), г. Глазов, ул. Революции, д. 8 (МБОУ «СОШ №2) не имеется.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» осуществляет медицинскую деятельность в части вакцинирования воспитанников детского сада и обучающихся общеобразовательных учреждений с нарушением требований, предусмотренных лицензией на осуществление медицинской деятельности на 2022 год.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, имеется расписка о получении судебного извещения, каких-0либо заявлений и ходатайств не представлено. Дело в порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ рассмотрено без участия БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР».
Помощник Глазовского межрайонного прокурора УР Симаков А.Н. суду пояснил, что поддерживает постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку имеются предусмотренные законом основания для привлечения юридического лица к административной ответственности, выбор вида и размера наказания оставил на усмотрение судьи.
Выслушав помощника прокурора, исследовав предоставленные материалы и доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определяется Постановлением Правительства РФ от 01.06.2012 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")».
Согласно приложению к данному Постановлению, утвердившему Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, к ним относятся, в том числе работы (услуги) по вакцинации (проведении профилактических прививок).
В соответствии с 4 Положения Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вина БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, установлена постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении № Пост-69-22/20940031 от 12.05.2022, рапортом помощника Глазовского межрайонного прокурора от 29.04.2022, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, Уставом БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», выпиской из реестра лицензий по состоянию на 14.04.2022, приказом БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» № 585 от 30.12.2021, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназии № 8» от 30.12.2019, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ № 16» от 30.12.2019, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ № 2» от 30.12.2019, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ № 17» от 30.12.2019, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего виде № 32» от 30.12.2019, соглашением об организации медицинского обслуживания лиц, обучающихся в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 35» от 30.12.2019, объяснением Сабрековой Л.Г. от 29.04.2022, журналом учета вакцин, медицинскими картами Кузнецова П.Е., Васильева И.А., объяснением Ильиной А.Р. от 29.04.2022, журналом учета вакцин, медицинскими картами Коротаевой Е.М., Сунцовой Н.Д., объяснением Щепиной Т.А. от 28.04.2022, журналом учета вакцин, медицинской картой Ушаковой А.Е., объяснением Ворониной Е.В. от 28.04.2022, журналом учета вакцин, медицинскими картами Алексеевой А.А., Бабакович С.Д., Вахрушевой А.К., объяснениями Сагадеевой В.Р. от 29.04.2022, медицинской картой Чиркова С.М., объяснениями Баженовой Ю.В. от 29.04.2022, медицинскими картами Чирковой К.И., Данилова Л.Е., Вахрушева А.Р., журналом учета вакцин, является очевидной, сомнений не вызывает.
Оснований не доверять представленным по делу доказательствам не имеется.
Таким образом, установлено, что в нарушение требований законодательства в медицинских кабинетах образовательных организаций по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 19, г. Глазов, ул. Колхозная, 12; г. Глазов, ул. Кирова, 61а; г. Глазов, ул. Ленина, 3а; г. Глазов, ул. Короленко, 8; г. Глазов, ул. Короленко, 4а, г. Глазов, ул. Революции, д. 8; работниками БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» проводится вакцинация несовершеннолетних детей в медицинских блоках образовательных организаций в отсутствие лицензии по месту ее проведения.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, обязанность по соблюдению требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 лежит на юридическом лице – БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР».
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить вышеуказанные требования законодательства о лицензировании медицинской деятельности.
Таким образом, в действиях юридического лица – БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд находит представленную совокупность доказательств достаточной и приходит к выводу, что своими действиями БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренным специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица в соответствии со ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
При определении вида и размера наказания судьёй учитываются конкретные обстоятельства дела, степень вины и характер общественной опасности совершённого правонарушения, а также личность виновного, отношение к содеянному.
Принимая во внимание изложенное, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, судья, не находя оснований для применения административного наказания в виде административного штрафа, с учетом факта совершения вменяемого правонарушения впервые, считает необходимым назначить БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» наказание в виде предупреждения, так как по мнению суда, именно такой вид наказания сможет повлечь предупреждение совершения новых правонарушений и осознание недопустимости подобного поведения впредь, будет отвечать целям наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Постановил:
Признать Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», ИНН 1829015681, ОГРН 1041801905749, зарегистрированного по адресу: Удмуртская республика, г. Глазов, ул. Мира, д. 22, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья И.И. Самсонов