Дело №2-832/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июня 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Щербаковой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Севастополе гражданское дело по иску Огоевой В. В., Понкратова М. Б., Понкратовой М. Ф., действующей в интересах себя и несовершеннолетней Понкратовой М. М., к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации -
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к ответчику, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации. Свои требования мотивируют тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года они зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в г. Севастополе. Данная квартира ранее являлась коммунальной, состоит из трех жилых комнат, две из которых занимает семья Понкратовых, и одну комнату – Огоева. В настоящее время данное жилое помещение принадлежит городу Севастополю, с истцами заключен договор социального найма на данное жилое помещение. Обратившись к ответчику с заявлением о передаче им квартиры в порядке бесплатной приватизации, истцы получили отказ в предоставлении услуги по тем основаниям, что: 1) имеет место неравное распределение долей на квартиру между совладельцами; 2) Огоева В.В. уже использовала свое право на бесплатную приватизацию; 3) имеются разночтения в представленных документах по вопросу характеристик жилого помещения и его адреса. Считают отказ ответчика незаконным, в связи с чем за защитой своих прав истцы обратились в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, были уведомлены, от представителя истцов Огоевой В.В. и Понкратова М.Б. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил письменные возражения на заявленные исковые требования.
Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на заявленные требования суду не представили.
Исследовав материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и такими, что подлежат удовлетворению, по следующим мотивам.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что согласно выписки из Реестра собственности города Севастополя, <адрес> в г. Севастополе включена в реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ, право собственности города Севастополя на данную квартиру зарегистрировано в ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя и Огоевой В.В. заключен договор социального найма жилого помещения №№ в отношении одной комнаты в изолированной <адрес> в г. Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя и Понкратовым М.Б. заключен договор социального найма жилого помещения №№ в отношении двух комнат в изолированной <адрес> в г. Севастополе.
Согласно представленных суду сведений, Понкратов М.Б. зарегистрирован в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, Пократова М.Ф. – с ДД.ММ.ГГГГ, Огоева В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ранее спорное жилое помещение было представлено истцам на основании ордеров, выданных в ДД.ММ.ГГГГ году.
Как усматривается из технического паспорта БТИ, спорная квартира состоит из трех жилых комнат, кухни, уборных, коридоров. Согласно справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, в пользовании Огоевой В.В. находится жилая комната площадью 19 кв. м, в пользовании Понкратова М.Б. находятся жилые комнаты площадью 14,8 кв. м и 16,4 кв. м, коридоры площадью 5,5 и 9,1 кв. м. Остальные помещения находятся в их общем пользовании.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги по приватизации спорной квартиры было отказано, поскольку: 1) имеет место неравное распределение долей на квартиру между совладельцами; 2) Огоева В.В. уже использовала свое право на бесплатную приватизацию; 3) имеются разночтения в представленных документах по вопросу характеристик жилого помещения и его адреса.
Как усматривается из копии распоряжения Балаклавской РГА города Севастополя от апреля ДД.ММ.ГГГГ года №, по заявлению, в том числе и Огоевой В.В., о передаче принадлежащей ей и иным совладельцам <адрес> в г. Севастополе в государственный жилой фонд было принято решение обязать заключить с Огоевой В.В. и иными совладельцами договор мены указанной квартиры, после чего перевести ее в государственный жилищный фонд.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за Огоевой В.В. было признано право на приватизацию комнаты и помещений общего пользования в <адрес> в г. Севастополе. Данное решение вступило в законную силу.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, (далее – ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 ЖК РФ).
Истцы проживают в спорном жилом помещении длительное время (с ДД.ММ.ГГГГ года) на основании договоров социального найма (с ДД.ММ.ГГГГ года), несут бремя его содержания, оплачивают коммунальные услуги. Доказательств обратного суда представлено не было.
Как следует из материалов дела, спорная квартира в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесена.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи - жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно отмечал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П).
Согласно пункту 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободы в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищных законодательством оснований. В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства.
Судом установлено, что истцы вселились в спорное помещение на законных основаниях в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, в настоящее время проживают в нем на основании договоров социального найма. Доказательств обратного суду представлено не было.
Данное жилое помещение является единственным местом жительства истцов, до настоящего времени они исполняют все обязанности нанимателя жилого помещения.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственной муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541 «О приватизации жилого фонда РФ" граждане Российской Федерации имеющие право пользования жилыми помещениями государственной муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, или нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541 «О приватизации жилого фонда РФ" каждый гражданин имеет прав приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. №1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживаю совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец Огоева В.В. обращалась с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, однако ей в этом было отказано по независящим от нее обстоятельствам.
Как указано выше, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 года №507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, занимаемое истцами на условиях социального найма жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении №6-П от 15 июня 2006 года, - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способов удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования сохранности жилищного фонда.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. №8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонд в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложен обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения собственность, в том числе совместную или долевую.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
При этом суд также учитывает, что ответчик Огоева В.В. отказалась от права собственности на ранее переданное ей в собственность в порядке приватизации иное жилое помещение, и ее право на приватизацию спорного жилого помещения установлено решением суда, вступившим в законную силу.
Также, на основании представленных суду документов в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в документах разночтения по вопросу характеристик жилого помещения и его адреса не может являться препятствием для реализации истцами своего права на приватизацию занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, поскольку материалами дела достоверно подтверждено, что истцы на основании заключенных договоров социального найма занимают именно <адрес> в г. Севастополе.
На основании вышеизложенного, суд находит заявленные истцами исковые требования обоснованными и полагает возможным признать за истцами право общей долевой собственности в равных долях на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда.
При этом суд также полагает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для регистрации права общей долевой собственности в равных долях на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 95,1 кв. м, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 6, 12, 56, 57, 194-199, 320, 321 ГПК РФ суд –
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать за Огоевой В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратовым М. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратовой М. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратовой М. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в равных долях (по 1/4 доле за каждым) на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 95,1 кв. м.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности Огоевой В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратова М. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратовой М. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Понкратовой М. М. на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 95,1 кв. м, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Казацкий