Дело № 2-118/2022
(УИД 55RS0021-01-2022-000218-60)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево 19.04.2022
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Мешаловой С.С.,
при секретаре Фроловой Т.Д.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Жеребцовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муромцевского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения Администрацией Муромцевского муниципального района законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что на территории Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области размещены четыре свалки твердых коммунальных отходов. Свалки расположены: на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:106, участок местности расположенный 1,3 км. от с. Мыс Муромцевского района Омской области; на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:107, участок местности расположенный в 1 км. от д. Дурново Муромцевского района Омской области; на земельном участке с кадастровым номером 55:14:340104:71, участок местности расположенный в 300 м. от д. Курнево Муромцевского района Омской области, на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310103:8, участок местности расположенный в 400 м. от д. Черталы Муромцевского района Омской области. При этом отходы размещены непосредственно на почве, герметичное покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под телом свалки отсутствует. С 01.08.2014 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 №792, регламентирующий в том числе вопросы ведения Государственного реестра объектов размещения отходов (далее ГРОРО). Эксплуатируемые в настоящее время свалки бытовых отходов фактически представляют собой земельные участки с размещаемыми на них вопреки положениями п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходами не подлежат включению в ГРОРО. С момента вступления Приказа в законную силу указанные свалки подлежали выводу из эксплуатации, рекультивации и (или) приведению в соответствии с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиями. Данные свалки включены в адресный перечень мест несанкционированного размещения отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Таким образом, свалки являются несанкционированными и подлежат ликвидации. 30.11.2021 в адрес главы Муромцевского муниципального района Омской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Между тем, несанкционированные свалки бытовых отходов до настоящего времени не ликвидированы. Вышеуказанный факт влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Учитывая изложенное, прокурор района просил суд обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать в срок до 31.12.2022 несанкционированные свалки бытовых отходов, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами 55:14:310105:106, 55:14:310105:107, 55:14:310104:71, 55:14:310103:8.
Помощник прокурора Муромцевского района Поцелуева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены.
Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещен о слушании дела, в письменных возражениях показали, что действительно земельные участки с кадастровыми номерами 55:14:310105:106, 55:14:310105:107, 55:14:310104:71, 55:14:310103:8 находятся в муниципальной собственности Муромцевского муниципального района Омской области и переданы в постоянное (бессрочное) пользование Рязанского сельского поселения. Свал бытовых отходов и мусора осуществлялся населением и юридическими лицами с момента образования населенного пункта. Полагают что в соответствии с Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанность по ликвидации свалки лежит не только на органах местного самоуправления, но и на органе исполнительной власти Омской области в том числе (л.д. 88-89).
Представитель третьего лица Администрации Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены о слушании дела.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Применительно к положениям пункта 18 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и территориях входящих в них сельских поселений.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001), введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.3 указанного федерального закона).
Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Муромцевского района проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального района расположены несанкционированные свалки: на участке местности, распложенном в 1,3 км. от с. Мыс Муромцевского района Омской области по направлению на юг (земельный участок с кадастровым номером 55:14:310105:106), на участке местности, распложенном в 100 м. от д. Дурново Муромцевского района Омской области по направлению на юг (земельный участок с кадастровым номером 55:14:310105:107), на участке местности, распложенном в 300 м. от д. Курнево Муромцевского района Омской области по направлению на северо-запад (земельный участок с кадастровым номером 55:14:310104:71), на участке местности, распложенном в 400 м. от д. Черталы Муромцевского района Омской области по направлению на юго-запад (земельный участок с кадастровым номером 55:14:310103:8) что послужило основанием для внесения 30.11.2021 в адрес главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области представления об устранении допущенных нарушений законодательства (л.д. 11-15).
Из ответа на представление от 29.12.2021 (л.д. 16-17) следует, что указанные в представлении свалки до настоящего времени не обустроены в соответствии с требованиями законодательства и не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области. В рамках государственной программы, из бюджета Омской области местным бюджетам после прохождения соответствующего отбора предоставляются субсидии на работы по ликвидации несанкционированных свалок. В настоящее время Администрацией готовится заявка в Минприроды Омской области о включении свалки, распложенной на земельном участке с кадастровым номером 55:14:300101:276 в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области. Получение субсидии, а также включение свалки в Перечень, позволит Администрации осуществить работы по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалок около с. Мыс, путем перемещения мусора с несанкционированных мест на свалку, распложенную в границах земельного участка с кадастровым номером 55:14:300101:276. В дальнейшем включенная в Перечень свалка будет подлежать рекультивации в рамках той же государственной программы.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 №39 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области. В приложении № 8 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области изложен Адресный перечень мест несанкционированного размещения отходов в разрезе муниципальных районов Омской области, в который включены свалки, находящиеся: на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:106, (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 1300 м. от ориентира по направлению на юг. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевсий район, с. Мыс); на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:107, (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 100 м. от ориентира по направлению на юг. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевский район, д. Дурново); на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310104:71, (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 300 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевский район, д. Курнево); на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310103:8, (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевсий район, д. Черталы) (л.д. 69-74).
Из информации Администрации Мысовского сельского поселения (л.д. 68) следует, что на территории поселения расположены четыре несанкционированные свалки на земельных участках с кадастровыми номерами 55:14:310105:106, 55:14:310105:107, 55:14:310104:71, 55:14:310103:8, которые формировались на протяжении долгих лет местными жителями. Земельные участки, на которых расположены свалки, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Мысовского сельского поселения. Администрацией Муромцевского муниципального района полномочия по ликвидации свалок Администрации Мысовского сельского поселения не передавались, однако сельским поселением ежегодно принимаются меры по буртованию свалок.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 18-24), земельный участок с кадастровым номером 55:14:310105:106 (дата присвоения кадастрового номера 28.11.2012), общей площадью 7774 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский район, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Мысовского сельского поселения. Земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения свалок твердых бытовых отходов, полей ассенизации и запахивания, скотомогильников с захоронением в ямах, для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов, сливных станций.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 25-38), земельный участок с кадастровым номером 55:14:310103:8 (дата присвоения кадастрового номера 28.11.2012), общей площадью 6216 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский район, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Мысовского сельского поселения. Земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения свалок твердых бытовых отходов, полей ассенизации и запахивания, скотомогильников с захоронением в ямах, для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов, сливных станций.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 39-52), земельный участок с кадастровым номером 55:14:310104:71 (дата присвоения кадастрового номера 28.11.2012), общей площадью 6065 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский район, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Мысовского сельского поселения. Земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения свалок твердых бытовых отходов, полей ассенизации и запахивания, скотомогильников с захоронением в ямах, для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов, сливных станций.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 53-66), земельный участок с кадастровым номером 55:14:310105:107 (дата присвоения кадастрового номера 28.11.2012), общей площадью 16681 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский район, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Мысовского сельского поселения. Земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения свалок твердых бытовых отходов, полей ассенизации и запахивания, скотомогильников с захоронением в ямах, для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов, сливных станций.
Все земельные участки принадлежат Муромцевскому муниципальному району Омской области.
В соответствии с Уставом (л.д. 75-82), Муромцевский муниципальный район Омской области имеет правовой статус муниципального района. В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 4 Устава, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Сведений о передачи данных полномочий ответчиком суду не представлено.
Таким образом, в ведении органа местного самоуправления - Муромцевского муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящих в этот район сельских поселений либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Принимая во внимание, что несанкционированное накопление отходов образовалась на земельных участках, расположенных на территории сельского поселения, территориально входящего в состав Муромцевского муниципального района Омской области, Администрация Муромцевского муниципального района Омской области несет ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на указанные земельные участки.
Исходя из того, что обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, распложенных в сельских поселениях, отнесена к вопросам местного значения муниципального района, то суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора справедливо обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие ответчиком мер по ликвидации несанкционированных свалок, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, влечет загрязнение окружающей среды.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость несения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок исполнения до 31 декабря 2022 года, полагая его достаточным для устранения нарушений законодательства, и обоснованным.
На основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, государственная пошлина взысканию с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муромцевского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области, в срок до 31 декабря 2022 года ликвидировать:
несанкционированную свалку коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:106, общей площадью 7774 кв.м (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 1300 м. от ориентира по направлению на юг. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевсий район, с. Мыс);
несанкционированную свалку коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310103:8, общей площадью 6216 кв.м (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевсий район, д. Черталы)
несанкционированную свалку коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310104:71, общей площадью 6065 кв.м (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 300 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевский район, д. Курнево);
несанкционированную свалку коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:310105:107, общей площадью 16681 кв.м (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Участок находится примерно в 100 м. от ориентира по направлению на юг. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевский район, д. Дурново).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.
Председательствующий С.С. Мешалова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 19.04.2022.
Председательствующий С.С. Мешалова