Дело №12-1016/2022
14RS0035-01-2022-012417-24
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 14 сентября 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» на постановление главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору Сидорова С.В. № от 18 июля 2022 года в отношении МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору Сидорова С.В. № от 18 июля 2022 года МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись, с указанным постановлением МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» обратилось с жалобой в суд, указывая, что на территории полигона ТБО, расположенного на 9км. Вилюйского тракта в г. Якутске предпринимаются следующие меры по предупреждению возгораний: за структурным подразделением «Городской полигон» закреплена на постоянной основе автомашина - водовозка, осуществляющая полив рабочей карты полигона, полигон обеспечен первичными средствами пожаротушения, все работники полигона получили соответствующий инструктаж по пожарной безопасности, назначен ответственный за пожарную безопасность, сотрудниками полигона на постоянной основе осуществляется охрана полигона, путем патрулирования, для своевременного выявления возгораний, что подтверждается выпиской из штатного расписания МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», копиями приказов, инструкций, инструктажей. Имеется запас воды для целей пожаротушения, (за структурным подразделением городской полигон на постоянной основе закреплена автомашина (водовозка) и 2 штатные единицы водителей, используется вода из прилегающего к территории естественного водоема - озера) кроме того закреплено два самосвала Камаз и 2 штатные единицы водителей, 4 штатные единицы - машинист бульдозера, 1 штатная единица - машинист погрузчика, на постоянной основе осуществляется послойное чередование твердых бытовых отходов и инертных негорючих материалов. Как отмечается в Постановлении - нарушен пункт 7.8 СП 320.1325800.2017, однако следует отметить, что в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687 и Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования данного нормативного документа могут применяться на добровольной основе, т.е. не являются обязательными к исполнению. Поскольку имеющиеся у заявителя документы свидетельствуют о том, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а материалы дела о совершении административного правонарушения не позволяют с достаточной долей вероятности сделать вывод о несомненной виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя Кутугутова Д.С. жалобу поддержала и просит ее удовлетворить. Также пояснила, что постановление необоснованное, не полное, ничего не подтверждается, не были извещены надлежащим образом, указан другой адрес.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, направил в суд отзыв на жалобу, в котором указывает, что в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установить, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Таким образом, должностное лицо приходит к выводу, что юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренные ч.2 статьи 20.4 КоАП РФ. Доказательств того, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности должностному лицу, рассматривающему административное дело не представлено. В силу части 2 ст. 4.5 КоАП РФ, выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку административное правонарушение было выявлено 03 июля 2022 года. Просит оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив жалобу, представленные материалы, выслушав пояснения представителя заявителя Кутугутову Д.С., суд приходит к следующему выводу.
Часть 2 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 1555/пр утвержден и введен в действие с 18 мая 2018 г. СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт).
Пунктом 7.8 СП установлено, что на территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.
Согласно протоколу № об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 12.07.2022, 03 июля 2022 года в 01 час. 47 мин. на территории городского полигона твердых коммунальных отходов, по адресу: г. Якутск, ____ нарушены требования СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2017 №1555/пр, Модельный закон «Об отходах производства и потребления» (принят постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ от 31.10.2007 г. N29-15), Постановления Правительства РФ от 16.09.2020г. N1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», а именно:
На территории полигона не приняты меры по недопустимости их возгорания, чем нарушен пункт 7.8. СП 320.1325800.2017
На территории полигона не предусмотрены меры по предупреждению и исключению самовозгорания отходов, очистке образующегося фильтрата, утилизации свалочного газа, Пункт 6 ст. 65 Модельного закона.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды на территории полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов проводить мероприятия но регулярному увлажнению твердых бытовых отходов. Заполнение полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов осуществлять послойным чередованием твердых бытовых отходов и инертных негорючих материалов. Пункт 307 ПНР в РФ №1479
Постановлением главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору Сидорова С.В. № от 18 июля 2022 года МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из постановления главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору Сидорова С.В. № от 18 июля 2022 года, дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия представителя МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск».
МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» о рассмотрении дела не извещался надлежащим образом, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
Из материалов дела следует, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» по электронному адресу, а не по юридическому адресу.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а указанное дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Якутску УНД и ПР МЧС России по РС (Я).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору Сидорова С.В. №34-292 от 18 июля 2022 года в отношении МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ – отменить, направить дело на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Якутску УНД и ПР МЧС России по РС (Я).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья: Л.И. Холмогорова