Гр. дело № 2-676/22
УИД 39RS0020-01-2022-000331-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ватралик Ю.В.
при секретаре Петуховой У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда гражданское дело по исковому заявлению АО «Янтарьэнерго» к Эйдиновой Олесе Алексеевне, 3-е лицо ООО «УК Новая Холмогоровка» о признании договора технологического присоединения недействительным, взыскании расходов по уплате госпошлины,
установил:
АО «Янтарьэнерго» обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 30 сентября 2019 года с Эйдиновой О.А. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям №, по которому АО «Янтарьэнерго» брало на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя максимальной мощностью 30 кВт для электроснабжения жилого дома по адресу: <адрес> – почтовый адрес ориентира (КН №). Приложением к такому договору являются Технические условия № Z-5901/19. В целях исполнения своих обязательств АО «Янтарьэнерго» разработало техническое задание на строительство объекта по титулу «Строительство ЛЭП 1,4 кВт от ТП-новый в пос. Холмогоровка Зеленоградского района». В последующем по заявлению АО «Янтарьэнерго» администрацией МО Зеленоградский городской округ постановлением от 8 сентября 2020 года № установлен сервитут в отношении частей земельных участков с КН №
В последующем в адрес АО «Янтарьэнерго» поступило обращение собственника земельного участка с КН № ИП Белоедова А.В., который был не согласен с установлением сервитута на его земельном участке. В дальнейшем ИП Белоедов А.В. обжаловал вышеуказанное постановление администрации МО Зеленоградский городской округ от 8 сентября 2020 года № 1893 об установлении сервитута в Зеленоградском районном суде. Решением суда от 9 декабря 2021 года в иске ИП Белоедова А.В. было отказано. Однако при рассмотрении дела выяснилось, что в отношении земельного участка Эйдиновой О.А. ранее было осуществлено технологическое присоединение в составе квартала индивидуальных жилых домов общей мощностью 852 кВт к электрическим сетям АО «Региональная энергетическая компания». 16 января 2020 года между АО «Янтарьэнергосбыт» и ООО «УК Новая Холмогоровка» был заключен договор энергоснабжения в отношении квартала индивидуальных жилых домов, максимальной мощностью 852 кВт.
Таким образом, земельный участок Эйдиновой О.А. уже имеет технологическое присоединение к сетям АО «Региональная энергетическая компания». Повторное технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго» законом не допускается. В связи с этим 29 июля 2021 года в адрес Эйдиновой О.А. направлено письмо с предложением о расторжении договора технологического присоединения к электрическим сетям № от 30 сентября 2019 года, на которое ответ не был получен.
АО «Янтарьэнерго» просит суд признать договор технологического присоединения к электрическим сетям № от 30 сентября 2019 года недействительным в силу его ничтожности и взыскать с Эйдиновой О.А. расходы по оплате госпошлины в размере 6000 рублей.
Определением Светлогорского городского суда Калининградской области от 11 апреля 2022 года данное дело было передано по подсудности в Зеленоградский районный суд Калининградской области.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено ООО «УК Новая Холмогоровка».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Хуцишвили Г.Б. иск поддержал, пояснил, что с ответчиком 30 сентября 2019 года был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям, по которому истец обязался построить ЛЭП от ТП-новый в <адрес> в целях присоединения энергопринимающих устройств ответчика к своим сетям. В ходе выполнения таких мероприятий постановлением администрации был наложен сервитут на часть земель третьего лица ИП Белоедова А.В. для установки опор ЛЭП. ИП Белоедов А.В. в судебном порядке оспорил установление такого сервитута. В ходе судебного разбирательства было установлено, что жилой дом Эйдиновой О.А. уже присоединен к сетям АО «Региональная энергетическая компания», о чем ответчик не сообщила истцу при заключении договора. Поскольку технологическое присоединение возможно только один раз, то заключенный с ответчиком договор технологического присоединения является ничтожным.
В судебное заседание ответчик Эйдинова О.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения иска.
В судебном заседании представитель 3-го лица ООО «УК Новая Холмогоровка» по доверенности Глинская Е.В. иск поддержала, пояснила, что сетевой компанией АО «Региональная энергетическая компания» в аренду ООО «УК Новая Холмогоровка» переданы вновь построенные сети энергоснабжения квартала в <адрес>. Земельный участок и строящийся дом Эйдиновой О.А. к таким сетям подключены. После этого управляющая компания направила Эйдиновой О.А. предложение о заключении договора энергоснабжения, однако ответчик не явилась и договор не подписала. Заключенный же ответчиком договор технологического присоединения к электрическим сетям № от 30 сентября 2019 года является повторным, что в силу закона недопустимо.
Выслушав представителей сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Судом установлено, что 30 сентября 2019 года с Эйдиновой О.А. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 5901/09/19, по которому АО «Янтарьэнерго» брало на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя максимальной мощностью 30 кВт для электроснабжения жилого дома по адресу: <адрес> – почтовый адрес ориентира (КН 39:05:061118:636). Приложением к такому договору являются Технические условия № Z-5901/19.
При этом, как видно из материалов дела, 24 августа 2015 года между ОАО «Региональная энергетическая компания» и ООО «Еврогрупп» был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям максимальной мощностью 850 кВт квартала индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>.
В последующем 1 октября 2018 года между ОАО «Региональная энергетическая компания» и ООО «Еврогрупп» подписан Акт о выполнении технических условий к договору о технологическом присоединении от 24 августа 2015 года договор №, а 28 декабря 2018 года между ОАО «Региональная энергетическая компания» и ООО «Еврогрупп» подписан Акт об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств в <адрес>.
25 августа 2018 года между ООО «Еврогрупп» и Эйдиновой О.А. подписан Агентский договор №, по которому агент ООО «Еврогрупп» обязался совершить действия, направленные на подведение электроснабжения (9кВт), подведение подъездной дороги, а также обеспечение газораспределительными сетями низкого давления земельного участка Эйдиновой О.А. с КН №, общей площадью 1200 кв.м., с разрешенным использованием индивидуальная усадебная жилая застройка.
Актом выполненных работ от 25 августа 2018 года подтверждается, что агент ООО «Еврогрупп» передал работы, а Эйдинова О.А. приняла работы по установке электрощита и прибора учета электроэнергии №, электропитание подано.
9 июля 2019 года между ООО «Еврогрупп» и ООО «УК Новая Холмогоровка» заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства, по которому арендатору ООО «УК Новая Холмогоровка» переданы во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, расположенные в <адрес>, вместе с земельным участком с КН №
3 сентября 2019 года между АО «Региональная энергетическая компания» и ООО «УК Новая Холмогоровка» подписан Акт об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся по адресу: <адрес>, максимальной мощностью 850 кВт
16 января 2020 года между ООО «УК Новая Холмогоровка» и АО «Янтарьэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № на энергоснабжение в точки поставки потребителя, указанные в Приложении 2, а именно – кварталы индивидуальных жилых домов секции 1 и секции 2 в <адрес>.
Из материалов дела следует, что договор энергоснабжения своего земельного участка с ООО «УК Новая Холмогоровка» Эйдинова О.А. не заключила.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Эйдинова О.А., являясь собственником земельного участка с КН № и строящегося на нем жилого дома, расположенного в <адрес> в районе квартала индивидуальных жилых домов, фактически подключена к сетям ООО «Еврогрупп», переданным в аренду ООО «УК Новая Холмогоровка» для получения энергоснабжения ее земельного участка.
Таким образом, энергопринимающее устройство ответчика на момент заключения спорного договора от 30 сентября 2019 года № с истцом, имело фактическое подключение к сетям электроснабжения ООО «Еврогрупп», в связи с чем АО «Янтарьэнерго» не имело право повторно заключать с ответчиком договор на технологическое присоединение одного и того же объекта к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Однократный характер технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети также закреплен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, а также увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, законом установлена однократность технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации.
В силу изложенного суд полагает, что спорный договор технологического присоединения от 30 сентября 2019 года №, заключенный между сторонами, является ничтожной сделкой, поскольку противоречит требованиям п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» об однократном характере технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, поскольку заключен при наличии действующего технологического присоединения, что противоречит принципу однократности.
29 июля 2021 года АО «Янтарьэнерго» направило Эйдиновой О.А. предложение о расторжении в течение 10 дней договора технологического присоединения к электрическим сетям № в связи с повторностью технологического присоединения.
Данное предложение ответчиком было оставлено без внимания.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования о признании договора технологического присоединения к электрическим сетям № от 30 сентября 2019 года недействительным в силу его ничтожности являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из представленного платежного поручения усматривается, что истец по указанному иску оплатил госпошлину в размере 6000 рублей, в силу чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в полном объеме в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Янтарьэнерго» к Эйдиновой Олесе Алексеевне о признании договора технологического присоединения недействительным, взыскании расходов по уплате госпошлины, - удовлетворить.
Признать договор технологического присоединения к электрическим сетям № № от 30 сентября 2019 года, заключенный между АО «Янтарьэнерго» и Эйдиновой Олесей Алексеевной, недействительным в силу его ничтожности.
Взыскать с Эйдиновой Олеси Алексеевны в пользу АО «Янтарьэнерго» расходы по оплате госпошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года.
Судья Ю.В. Ватралик