Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2023 (2-1902/2022;) ~ М-1808/2022 от 26.09.2022

Дело № 2-48/2023

76RS0010-01-2022-002642-24                         мотивированное решение

изготовлено 13.02.2023г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

06 февраля 2023 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бабич В.Е.,

при секретаре Наумовой Л.В.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора Борисоглебского района Ярославской области Курепневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в постоянном судебном присутствии в пос. Борисоглебский Борисоглебского района Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Борисоглебского района Ярославской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области о возложении обязанности обеспечить финансирование и ремонт Красновского фельдшерско- акушерского пункта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Борисоглебского района Ярославской области обратился в Ростовский районный суд Ярославской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области о возложении обязанности обеспечить финансирование и ремонт Красновского фельдшерско- акушерского пункта.

В обоснование исковых требований прокурор Борисоглебского района указывает, что по результатам проведенной проверки в сфере здравоохранения, установлено, что в Красновском ФАП, являющимся структурным подразделением ГБУЗ Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница», расположенным по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований СП 2.1.3678-20:

-покрытие полов и стен помещений имеют дефекты и повреждения, следы поражения грибком (темно-серые пятна), потолочное покрытие отслоилось, имеет следы подтеков (п.2.7);

-в помещениях не установлены водонагревающие устройства, (нет горячей воды), помещение туалета не функционирует, так как отсутствует холодное и горячее водоснабжение (п.2.2);

- в помещениях отсутствуют умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.4.4.5);

-нагревательные приборы (батареи) с признаками коррозии и ржавчины, (п.4.5.1 СП 2.1.3678-20);

-оконные блоки ветхие, требуют замены - отсутствует возможность
проветривания (п. 4.27.4 СП 2.1.3678-20). Нарушение санитарно-эпидемиологических требования к эксплуатации помещений, при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в Красновском фельдшерско-акушерском пункте противоречит условиям для развития медицинской помощи и обеспечения ее качества, что влечет нарушение    прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья и оказания квалифицированной медицинской помощи, в том числе экстренной.

В судебном заседании помощник прокурора Борисоглебского района Курепнева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив требования просила установить срок для исполнения решения суда Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области в течении 4 месяцев со дня вступления его в законную силу, а ГБУЗ Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница» срок для исполнения решения суда в течении 4 месяцев с момента получения финансирования указанных мероприятий.

Ответчик ГБУЗ Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. Участвующая ранее в судебных заседания представитель ответчика, действующая по доверенности Молодик М.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Ответчик Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, представив письменный отзыв на исковое заявление.

Ответчик Департамент финансов Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил.

Третье лицо Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Ростовском муниципальном районе, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил.

Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи

На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта
Российской    Федерации    первичной    медико-санитарной    помощи, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относится среди других видов медицинской помощи - первичная медико-санитарная помощь (подпункт 1 пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52—ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» постановлением главного государственного санитарного Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.23678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20).

В соответствии с СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так п.2.2. СП 2.1.3678-20 установлено, что здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

Пунктом 2.7 СП 2.1.3678-20 определено, что покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В соответствии с п. 4.4.5 и 4.5.1 СП 2.1. 3678-20 к размещению хозяйствующих субъектов, оказывающих медицинские услуги населению (далее -медицинская организация), предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:-    во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в
материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и
вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с
подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п. 4. 4.5);

-    нагревательные приборы должны иметь поверхность, исключающую
адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть
обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки (п. 4.5.1)

В соответствии с п. 4.27.4 СП 2.1.3678-20 к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования, а именно    здания фельдшерских акушерских пунктов, амбулаторий оборудуются естественной вентиляцией.

Установлено, что Красновский ФАП, является структурным подразделением ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ», расположен по адресу <адрес> оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области № 52 от 20.03.2008г., Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.

Департамент организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Департамент является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).

Положениями ст. 38 Бюджетного кодекса РФ определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктами 4,5,7 Порядка предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 28.02.2011 №114-п, предоставления такой субсидии медицинской организации осуществляется департаментом здравоохранения, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии.

В соответствии с уставом ГБУЗ «Борисоглебская ЦРБ», функции и полномочия учредителя от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области.

В соответствии с п. 3.1 Устава учредитель утверждает перечень недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением в целях расчета субсидии.

В соответствии с п. 5.4 Устава ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» руководитель бюджетного учреждения является распорядителем финансов, имеет право первой подписи, обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством, а также определяет потребность, приобретает и распределяет выделенные материальные ресурсы.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Борисоглебского района выявлено, что помещения Красновского ФАПа ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» имеют следующие нарушения требований СП 2.1.3678-20:

-покрытие полов и стен помещений имеют дефекты и повреждения, следы поражения грибком (темно-серые пятна), потолочное покрытие отслоилось, имеет следы подтеков (п.2.7);

-в помещениях не установлены водонагревающие устройства, (нет горячей воды), помещение туалета не функционирует, так как отсутствует холодное и горячее водоснабжение (п.2.2);

-в помещениях отсутствуют умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.4.4.5);

-нагревательные приборы (батареи) с признаками коррозии и ржавчины, (п.4.5.1 СП 2.1.3678-20);

-оконные блоки ветхие, требуют замены - отсутствует возможность проветривания (п. 4.27.4 СП 2.1.3678-20).

Таким образом, нарушение санитарно-эпидемиологических требования к эксплуатации помещений, при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в Красновском фельдшерско-акушерском пункте противоречит условиям для
развития медицинской помощи и обеспечения ее качества.

Учитывая выявленные нарушения со стороны ответчика, требования действующего законодательства, а также характер осуществляемой деятельности, суд оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку безопасное обеспечение неопределенного круга лиц к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Вместе с тем, учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что Департамент финансов Ярославской области является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к данному ответчику должно быть отказано.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области срок для исполнения решения в течении 4 месяцев со дня вступления его в законную силу, а ГБУЗ Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница» срок для исполнения решения суда в течении 4 месяцев с момента получения финансирования на проведение указанных мероприятий.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН ) обязанность в течении 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ремонт структурного подразделения- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница»- Красновский фельдшерско-акушерский пункт, а именно:

-устранение дефектов покрытия пола и стен помещений,

- установку водонагревающих устройств;

-установку во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, туалетах, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях умывальников с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;

-замену ветхих оконных блоков, с обеспечением естественной вентиляции помещений.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница» (ИНН 7614003091) в течение 4 (четырех) месяцев с момента финансирования осуществить ремонт Красновского Фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <адрес> в соответствии с санитарными правилами санитарные правила СП 2.1.23678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденными постановлением главного государственного санитарного Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, а именно:

-устранить дефекты покрытия пола и стен помещений;

-установить водонагревающие устройства;

- во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;

-заменить ветхие оконные блоки, с обеспечением естественной вентиляции помещений.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Ярославской области (ИНН ) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                 В.Е. Бабич

2-48/2023 (2-1902/2022;) ~ М-1808/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Борисоглебского района Ярославской области
Ответчики
Департамент финансов Ярославской области
ГБУЗ ЯО "Борисоглебская центральная районная больница"
Департамент здравоохранения и фармации ЯО
Другие
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Ростовском муниципальном районе
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Судья
Бабич Виктория Евгеньевна
Дело на странице суда
rostovsky--jrs.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2022Передача материалов судье
27.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2022Подготовка дела (собеседование)
14.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2023Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее