Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-324/2020 ~ М-311/2020 от 20.10.2020

Дело № 2-324/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2020 года                                                     г.Невель

            Невельский районный суд Псковской области в составе:

            председательствующего судьи Клименко Н.Ф.,

            при секретаре Трубинской В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.А. к Администрации Невельского района об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Псковской области, выделенных на эти цели,

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.А. обратился в суд с иском к Администрации Невельского района об обязании предоставить ему за счет средств субъекта Российской Федерации - Псковской области, выделенных на эти цели, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 кв.м.

Требования мотивированы тем, что Васильев А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ Васильев А.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени специализированное жилое помещение ему предоставлено не было.

В судебном заседании истец Васильев А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель истца Васильева А.А., Лебедев И.С., уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Администрации Невельского района Псковской области, Тарасенко М.В. с иском не согласилась, пояснив, что Администрация Невельского района в соответствии с Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 года, предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные государственные полномочия Администрация района осуществляет в пределах средств, которые предоставляются из бюджета Псковской области.

Представитель третьего лица – Комитета по социальной защите Псковской области – Ф.Е.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица и представила возражение на исковые требования Васильева А.А., в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан регламентирован Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 года, согласно п. 1 ст. 7 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список, который формируется органом опеки и попечительства. Порядковый номер Васильева А.А. в данном Списке - **, при общем количестве лиц, включенных в Список – **. То есть фактически заявленное требование является требованием о внеочередном обеспечении Васильева А.А. жилым помещением, что повлечет нарушение прав иных детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Васильев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уполномоченным органом отнесен к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители В.А.И.. и В.Т..Д. были лишены родительских прав (л.д. 13).

Распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ **, Васильев А.А. направлен на полное государственное обеспечение и за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в ГБУСО «Бельско-Устьенский детский дом-интернат», в связи с переводом в ГУСО «Пореченский ПНИ» был снят со всех видов государственного обеспечения и отчислен.

В ГУСО «Пореченский ПНИ» находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> по месту постоянного проживания.

Васильев А.А. по адресу: <адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется штамп в паспорте, выданном отделением УФМС России по Псковской области в Невельском районе ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Указанное жилое помещение принадлежит Ф.Д.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено право Васильева А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением областной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Васильев А.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Псковской области от 03.06.2011 года №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет переданы органам местного самоуправления (п.2 ч.1 ст.1 Закона). При этом государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований (ч.2 ст.1 Закона).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1п.1 ст.8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абз.2 п.3 ст.8).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).

Исходя из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 года №1241-0З (ред. от 29.12.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование указанного списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 года №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очерёдности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.

Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанная выше правовая позиция, изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 года №7-КГ14-2, от 12.08.2014 года №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014 года.

В силу п.1 ст.4 и п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 года №1241-0З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.

Ответчик обязан был предоставить Васильеву А.А. жилое помещение на условиях, предусмотренных законодательством РФ, вне очереди и не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.

Суд отклоняет доводы лиц, участвующих в деле, о том, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных граждан, включенных в список ранее Васильева А.А., поскольку в силу ч.1 ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

С учетом того, что Васильев А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включен в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных помещений за счет средств субъекта РФ - Псковской области, по месту проживания в г.Невеле Псковской области.

Согласно сведениям общероссийского классификатора территорий муниципальных образований Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии Федеральной службы государственной статистики ОК 033-2013 (том 2, Северо-Западный Федеральный округ), г.Невель имеет статус - городское поселение Невельского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Исковые требования Васильева А.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Невельского района Псковской области предоставить Васильеву А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «городское поселение Невель», Невельского района Псковской области, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м., за счет средств субъекта Российской Федерации – Псковской области, выделенных на данные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено и оглашено 21.12.2020 года.

Судья                                                                                  Клименко Н.Ф.

2-324/2020 ~ М-311/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Андрей Алексеевич
Ответчики
Администрация Невельского района
Другие
Комитет по социальной защите Псковской области
Лебедев Иван Сергеевич (представитель истца)
Суд
Невельский районный суд Псковской области
Судья
Клименко Н.Ф.
Дело на странице суда
nevelsky--psk.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2020Передача материалов судье
21.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее