Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2022 (2-4783/2021;) ~ М-4315/2021 от 27.10.2021

УИД 29RS0018-01-2021-006987-43

Дело № 2-277/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 января 2022 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уховой Ольги Андреевны к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о восстановлении в областном регистре граждан – получателей субсидии,

установил:

Ухова О.А. обратилась в суд с иском к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее – министерство) о восстановлении ее семьи в областном регистре граждан-получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года. Просила обязать ответчика включить в областной регистр граждан-получателей субсидии именно семью, <данные изъяты>, заявитель - Ухова Ольга Андреевна с составом семьи 4 человека (она, муж, <данные изъяты>).

В обоснование заявленных требований указала, что с 27 ноября 2002 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории семей, <данные изъяты>. Имеет семью – муж, дочь ДД.ММ.ГГГГ, старшая дочь Ухова Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>). По <данные изъяты>. Приказом директора департамента городского хозяйства от 22.07.2019 ее семья ошибочно снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Приказом директора департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 09.09.2019 она с составом семьи восстановлена на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 27.11.2002 за номером 2722, номер первоочередного учета 835. Администрацией МО «Город Архангельск» в ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» направлен приказ о восстановлении ее семьи, как семьи, <данные изъяты> (Ухову Л. Р.) на первоочередном учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для восстановления в реестре граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, <данные изъяты>. Несмотря на то, что они восстановлены на учете как семья, <данные изъяты>, министерство учитывает в областном регистре получателей субсидий только Ухову Л. Р.. Обстоятельство, что семья не получила государственную поддержку в виде обеспечения жильем до наступления совершеннолетия <данные изъяты> не их вина, а вина региональных органов управления. Выделение субсидии только <данные изъяты> является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы семьи, как семьи, <данные изъяты>, вставшей на учет по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года. Настаивает, что имеет право на получение субсидии из расчета на всех членов семьи. Наступившее совершеннолетие <данные изъяты>, не является основанием для изменения областного регистра. Уведомления об исключении из областного регистра ей не направлялось.

Истец Ухова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных дополнениях к нему.

Ответчик, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, в письменных возражениях представитель ответчика Кушниренко В.В. в иске просила отказать, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Представитель третьего лица Такшеева С.А. в судебном заседании пояснила, что семья Уховой О.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 27.11.2002.

Третье лицо государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», извещенное о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направило. Представитель третьего лица Арюткина Е.В. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Установлено, что Ухова Ольга Андреевна является матерью и опекуном Уховой Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

Ухова О.А. с составом семьи 5 человек состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ломоносовском территориальном округе с 27.11.2002, по состоянию на 12.01.2022 номер общего учета 2722, номер первоочередного учета 835.

Приказом директора департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 09.09.2019 №77 «О внесении изменения в приказ от 22.07.2016 №198» Ухова О.А. с составом семьи 5 человек восстановлена на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Разрешая заявленное Уховой О.А. требование о восстановлении ее семьи в областном регистре граждан-получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден
Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 N 58-па.

Согласно п.2 Порядка формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (далее - субсидия).

Реализация на территории Архангельской области государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в пределах средств, передаваемых в виде субвенций в областной бюджет в очередном финансовом году (п.3).

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, проживающих на территории Архангельской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, определены статьями 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с п.8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, для приобретения или строительства жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (далее - получатели субсидии) на цели, предусмотренные пунктом 23 настоящего Порядка. Размер субсидии определяется: исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв. метрам на человека, а также средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Архангельской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства, и исходя из числа лиц, относящихся к категориям получателей субсидии, указанным в пункте 7 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 12.8 Порядка Министерство формирует областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры):

1) областной регистр граждан - получателей субсидии из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) областной регистр граждан - получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.

Государственное учреждение формирует регистры граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.14 Порядка).

Министерство формирует областные регистры на основании регистров граждан, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, исходя из времени постановки на учет (п.16).

По информации ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставлена семья Уховой О.А., по состоянию на 21.12.2021 включена в областной регистр за №109.

В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное или оспариваемое право.

Поскольку доказательств, свидетельствующих об исключении семьи Уховой О.А. из областного регистра, в материалы дела не представлено, суд не усматривает оснований для удовлетворения искового требования о восстановлении семьи Уховой О.А. в таком регистре.

Фактически истец заявляет о возникновении возможного спора о размере предоставляемой субсидии, однако законом не предусмотрена возможность судебной защиты на будущее время.

Однако суд полагает необходимым отметить, что в п. 9 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных приказом Минстроя России от 03.04.2020 N 188/пр, указано, что объем субвенций определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилого помещения (36 или 18 квадратных метров согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством. При этом к числу лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, относятся получатели, имеющие право на соответствующие меры социальной поддержки, подтвержденное удостоверением в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", либо признанные инвалидами федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Исходя из указанных и вышеприведенных положений, размер субсидии рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Ни федеральным, ни законодательством субъекта Российской Федерации – Архангельской области не предусмотрена возможность предоставления единовременной денежной выплаты исходя из количества членов семьи инвалида - получателя денежной выплаты.

На основании вышеизложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-277/2022 (2-4783/2021;) ~ М-4315/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ухова Ольга Андреевна
Ответчики
Министерство труда, занятости и социального развития АО
Другие
Администрация ГО "Город Архангельск"
Арюткина Елена Васильевна
Кушниренко Виктория Валерьевна
Такшеева Светлана Александровна
ГКУ АО "Архангельский областной центр социальной защиты населения"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Валькова И.А.
Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2021Предварительное судебное заседание
21.12.2021Предварительное судебное заседание
21.12.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022Дело оформлено
18.04.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее