Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1802/2023 ~ М-1075/2023 от 24.03.2023

57RS0023-01-2023-001412-24

Дело № 2а-1802/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года          город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

при ведении протокола секретарем Колпеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Галстян Татьяны Викторовны к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, члену Правительства Орловской области - руководителю Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилиной И.А. о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

Галстян Татьяна Викторовна обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, члену Правительства Орловской области - руководителю Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилиной И.А. о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование заявленных требований указала, что 03 февраля 2023 года обратилась в КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» с заявлениями о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Приказом №***-СКУ от 22 февраля 2023 года заявителю было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта согласно, а именно несоответствие заявителя условиям предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, отсутствие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности семьи заявителя и последствия, которые семья не может преодолеть самостоятельно.

Полагает, что отказ является незаконным и нарушает ее право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.

На основании изложенного, после уточнения административных исковых требований, просит суд признать незаконным и отменить решение Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области №***-СКУ от 22 февраля 2023 года «Об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта», обязать Департамент произвести выплаты по социальному контракту с момента обращения за его назначением, то есть с 03 февраля 2023 года на шесть месяцев как и срок предыдущего контракта.

В судебном заседании административный истец Галстян Татьяна Викторовна уточненные административные исковые требования поддержала полностью, по основаниям указанным в административном иске.

Представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области по доверенности Карпова Е.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по доверенности Бай А.С. возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Правительства Орловской области по доверенности Бондарева Ж.В. возражала против удовлетворения административного иска.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В Определении от 25 мая 2017 года N 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства Орловской области № 48 от 14.02.2014 года утверждено Положение об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области.

В силу п. 1.1 Положения предусмотрено, что право на государственную социальную помощь на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, указанные в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" проживающие (пребывающие) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

Целью назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам является стимулирование их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается малоимущему гражданину на заявительной основе при письменном согласии всех совершеннолетних членов его семьи.

Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом специальной компетенции по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган специальной компетенции обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации - разработанные органом специальной компетенции совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Состав и доходы малоимущих граждан для расчета среднедушевого дохода семьи определяются на основании: Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи"; постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по представленному в письменной или в электронной форме в орган специальной компетенции непосредственно либо через казенное учреждение Орловской области "Областной центр социальной защиты населения" по месту жительства (месту пребывания) на территории Орловской области (далее - учреждение), либо через многофункциональный центр заявлению на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению малоимущего гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи и совершеннолетних членов семьи.

В заявлении гражданином указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) на праве собственности имуществе, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

Из п. 3.2. Положения усматривается, что к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорта либо иного выдаваемого в установленном порядке документа, удостоверяющего личность и проживание (пребывание) на территории Орловской области заявителя и членов его семьи, в том числе несовершеннолетних детей); 2) копия свидетельства о рождении ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык на ребенка (детей) в возрасте до 14 лет; 3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи; 4) копия трудовой книжки неработающего заявителя (члена семьи) или сведения о трудовой деятельности с записью, подтверждающей факт отсутствия трудовых отношений на дату подачи им заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) паспорт проекта - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 6) план ведения личного подсобного хозяйства - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства; 7) акт ветеринарно-санитарного обследования хозяйства - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства; 8) доверенность, оформленная в установленном законодательством порядке, подтверждающая полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления с прилагаемыми документами представителем заявителя); 9) согласия на обработку персональных данных от заявителя, членов семьи заявителя, представителя заявителя (в случае подачи заявления с прилагаемыми документами представителем заявителя); 10) справка об отсутствии возбужденных в отношении заявителя исполнительных производств, выданная структурным подразделением Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по месту жительства (месту пребывания) заявителя, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

В случае обращения в орган специальной компетенции за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации заявитель дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, представляет следующие документы: 1) справку об обучении заявителя и (или) членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения; 2) документы, подтверждающие факт прохождения лечения длительностью свыше 1 месяца, вследствие чего временно невозможно было осуществлять трудовую деятельность, в период, за который рассчитывается среднедушевой доход; 3) документы о прохождении заявителем и (или) членами его семьи военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы; 4) документы о применении в отношении заявителя и (или) членов его семьи меры пресечения в виде заключения под стражу или документы, подтверждающие факт отбытия наказания в виде лишения свободы.

Денежные средства, полученные заявителем и (или) его членами семьи за выполнение временной или сезонной работы, а также наследуемые и подаренные денежные средства отражаются им в заявлении.

Орган специальной компетенции в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами в органе специальной компетенции уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления с указанием причины отказа в случае, если заявителем представлен неполный пакет документов, предусмотренных пунктами 3.1 - 3.2.1 настоящего Положения.

Заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением при представлении полного пакета документов, предусмотренных пунктами 3.1 - 3.2.1 настоящего Положения.

Специалист органа специальной компетенции, ответственный за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе специальной компетенции запрашивает дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.2 и 3.2.1 настоящего Положения, следующие сведения в отношении заявителя и (или) членов его семьи: 1) о рождении ребенка (детей) в возрасте до 14 лет; 2) о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, а также справку о размере назначенной пенсии, ежемесячной денежной выплате и других компенсационных выплатах; 3) о суммах пенсии, пособий и иных аналогичных выплат, в том числе выплат по обязательному социальному страхованию и выплат компенсационного характера, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; 4) о выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; 5) об осуществлении ухода за нетрудоспособными лицами в период расчета среднедушевого дохода; 6) о наличии статуса безработного или ищущего работу в период, за который рассчитывается среднедушевой доход; 7) о дивидендах, процентах и иных доходах, полученных по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; 8) о процентах, полученных по вкладам в кредитных учреждениях; 9) о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходах от осуществления частной практики; 10) о доходах от реализации недвижимого имущества в части имущества, находящегося в собственности менее срока владения, указанного в статье 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также от сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; 11) о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания в пределах Российской Федерации; 12) о получаемых алиментах; 13) о наличии инвалидности и ее группе (при наличии); 14) о принадлежащем на праве собственности имуществе.

В случае если в информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют сведения о доходах, указанных в абзаце десятом настоящего пункта, полученных в течение налогового периода, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются сведения о доходах, представленные заявителем в заявлении.

В случае обращения заявителя или нескольких заявителей за материальной поддержкой на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на основании общего паспорта проекта специалист органа специальной компетенции, ответственный за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления в органе специальной компетенции направляет представленный паспорт проекта в экспертный совет по проведению оценки эффективности использования государственной социальной помощи на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, созданный в органе специальной компетенции (Экспертный совет).

Персональный состав Экспертного совета, положение об Экспертном совете, критерии оценки эффективности использования государственной социальной помощи на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности утверждаются приказом органа специальной компетенции.

Экспертный совет в течение 2 рабочих дней со дня поступления паспорта проекта оценивает паспорт проекта на соответствие критериям и по итогам оценки подготавливает соответствующее заключение о соответствии (несоответствии) критериям.

Председатель Экспертного совета подписывает заключение и направляет его в орган специальной компетенции в течение 4 рабочих дней со дня поступления в Экспертный совет паспорта проекта.

Специалист органа специальной компетенции или учреждения (в случае обращения с заявлением через учреждение) в день личного обращения заявителя за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта в ходе собеседования заполняет анкету о семейном и материально-бытовом положении по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению (далее - анкета), в которую вносится информация о проблемах заявителя и направлениях по выходу из трудной жизненной ситуации.

Представленные заявителем сведения подтверждаются посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования) семьи (гражданина) в следующих случаях: 1) представление заявителем сведений о проживании в одном домохозяйстве нескольких семей или лиц, не входящих в состав его семьи; 2) обращение заявителя с заявлением на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства или преодолению трудной жизненной ситуации.

Дополнительная проверка (комиссионное обследование) проводится специалистами органа специальной компетенции в течение 5 календарных дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в органе специальной компетенции путем посещения заявителя по месту жительства (месту пребывания).

Орган специальной компетенции информирует заявителя о дате и времени проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) путем направления письменного уведомления в течение 2 календарных дней со дня регистрации заявления в органе специальной компетенции.

По итогам дополнительной проверки (комиссионного обследования) в течение 1 календарного дня со дня ее завершения составляется акт дополнительной проверки (комиссионного обследования) семьи (гражданина) (далее - акт) по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

О результатах проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган специальной компетенции направляет заявителю письменное уведомление в течение 2 календарных дней со дня составления акта.

Окончательный ответ заявителю о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов направляется органом специальной компетенции не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления.

В случае отсутствия оснований для проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования), указанных в абзацах втором, третьем пункта 3.9 настоящего Положения, окончательный ответ заявителю о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов направляется органом специальной компетенции не позднее 10 календарных дней со дня подачи заявления.

В программе социальной адаптации указываются обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) преодолению трудной жизненной ситуации (удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства; в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни; для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования); 4) ведению личного подсобного хозяйства.

Специалист органа специальной компетенции, ответственный за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, передает их, а также акт (в случае проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования)), заключение (при его подготовке в случае, предусмотренном абзацами семнадцатым - девятнадцатым пункта 3.7 настоящего Положения), документы, указанные в пункте 3.11 настоящего Положения, в срок не позднее 3 календарных дней со дня регистрации заявления или составления акта и заключения соответственно в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), созданную в органе специальной компетенции.

Формирование и деятельность Комиссии осуществляются в соответствии с приказом органа специальной компетенции.

Решение Комиссии в день проведения заседания оформляется протоколом заседания Комиссии и подписывается членами Комиссии, присутствующими на заседании Комиссии.

Комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3.12 настоящего Положения, принимает решение рекомендовать органу специальной компетенции: назначить государственную социальную помощь на основании социального контракта в случае отсутствия оснований, указанных в абзаце первом пункта 4.2 настоящего Положения; отказать в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае наличия оснований, указанных в абзаце первом пункта 4.2 настоящего Положения.

Комиссия направляет в орган специальной компетенции протокол заседания Комиссии в течение 1 рабочего дня со дня подписания протокола заседания Комиссии.

Орган специальной компетенции обеспечивает представление информации о факте назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также о сроках выплаты и размере государственной социальной помощи на основании социального контракта посредством использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО) в порядке и объеме, установленными Правительством Российской Федерации, и в соответствии с форматами, установленными оператором ЕГИССО.

Орган специальной компетенции с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме приказа в течение 2 рабочих дней со дня поступления в орган специальной компетенции протокола заседания Комиссии.

При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец Гуляева Галстян Татьяна Викторовна 03 февраля 2023 года обратилась к члену Правительства Орловской области - руководителю Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области через отдел (филиал) казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по Северному району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно заявлению Галстян Татьяна Викторовна просила оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта по направлению «Преодоление трудной жизненной ситуации».

Приказом №***-СКУ от 22 февраля 2023 года за подписью члена Правительства Орловской области - руководителя Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилиной И.А. заявителю было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, а именно несоответствие заявителя условиям предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, отсутствие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности семьи заявителя и последствия, которые семья не может преодолеть самостоятельно.

Согласно п. 4.1. Положения, в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого решения административного ответчика, орган специальной компетенции с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме приказа в течение 5 рабочих дней со дня поступления в орган специальной компетенции протокола заседания Комиссии.

В случае проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган специальной компетенции принимает решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 3 рабочих дней со дня составления акта.

Согласно п. 4.2. Положения решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается при отсутствии оснований, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи также указаны в ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Уведомлением члена Правительства Орловской области - руководителя Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилиной И.А. от 16 февраля 2023 года №***-СК заявителю было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта согласно п. 4.1. Постановления Правительства Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ, а именно несоответствие заявителя условиям предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, отсутствие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности семьи заявителя и последствия, которые семья не может преодолеть самостоятельно.

Согласно письму от №*** от 10 марта 2023 года Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в ходе рассмотрения заявления административного истца были проанализированы сведения о нахождении в собственности у семьи Галстян движимого и недвижимого имущества, факт ухода за ребенком-инвалидом.

Вместе с тем, в п. 4.2. Постановления Правительства Орловской области от 14.02.2014 № 48 «Об утверждении Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области» в качестве отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусмотрено такое основание как отсутствие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности семьи заявителя и последствия, которые семья не может преодолеть самостоятельно.

В ходе судебного разбирательства суду были представлены справка и.о. начальника отдела казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по Северному району г. Орла Анохиной Е.В. №***/Г об отнесении Галстян Татьяны Викторовны к категории лиц, имеющих среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2017 года по делу № 2-1680/17, решение Заводского районного суда г. Орла от 07 сентября 2022 года по делу № 2-1830/2022, медицинские документы, выписки из ЕГРН.

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что позиция административного истца подтверждается представленными им документами и административным ответчиком не опровергнута.

Фактически доводы стороны ответчика о недостоверности сведений истца о доходах семьи основаны на предположениях об ином доходе и представленными суду документами не подтверждены. Иных оснований для отказа в назначении меры социальной помощи ответчиком суду не заявлено.

Таким образом, доказательств того, что административный ответчик выполнил свои обязанности по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта, в материалах дела не имеется, а выводы административного ответчика носят предположительный характер, основанный на субъективном мнении, и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.

Установив изложенное, суд приходит к выводу, что позиция истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем отказ административного ответчика в назначении меры государственной социальной помощи является незаконным.

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, фактически установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что решение административного ответчика, отраженное в Приказе №***-СКУ от 22 февраля 2023 года об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в отношении административного истца, противоречат требованиям действующего законодательства в их правовой взаимосвязи.

Учитывая, что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, в связи с чем требования административного истца об обязании административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав на получение государственной социальной помощи в виде принятия соответствующего решения об удовлетворении обращения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Галстян Татьяны Викторовны к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, члену Правительства Орловской области - руководителю Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилиной И.А. о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области №***-СКУ от 22 февраля 2023 года «Об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта» в части отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта Галстян Татьяне Викторовне.

Обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области повторно рассмотреть заявление Галстян Татьяны Викторовны от 03 февраля 2023 года о назначении государственной социальной помощи.

Обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение одного месяца сообщить в суд о результатах повторного рассмотрения заявления Галстян Татьяны Викторовны от 03 февраля 2023 года о назначении государственной социальной помощи.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен 03 октября 2023 года.

Председательствующий:                  О.И. Короткова

Мотивированный текст решения изготовлен 03 октября 2023 года.

2-1802/2023 ~ М-1075/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Галстян Татьяна Викторовна
Ответчики
Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента - Гаврилина Ирина Александровна
Депаратмент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Другие
Правительство Орловской области
КУ ОО "ОЦСЗН"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
24.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Подготовка дела (собеседование)
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024Дело оформлено
23.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее