Судья Джамбинов Е.В. Дело № 5-36/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Троицкое 20 июля 2020 года
Судья Целинного районного суда Республики Калмыкия Джамбинов Е.В., при секретаре – помощнике судьи Улюмджиевой У.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Расулова Джавида Шохрат-оглы, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО1-о. находился по адресу: <адрес>, магазин "Седьмое небо", т.е., в общественном месте, без средств индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушив п. 6.1 Указа Главы Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия" об обязанности гражданина использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении на улице в местах массового скопления людей, а также при нахождении в местах общего пользования.
В судебном заседании ФИО1-о. не согласился с протоколом, пояснил, что он плохо владеет русским языком. При привлечении его к административной ответственности ему не разъяснялось право иметь переводчика, содержание протокола об административном правонарушении по этой же причине он не понял. О том, что согласен с протоколом, написал по предложению проверяющих, пояснивших, что это всего лишь предупреждение. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, ему не разъяснялись. Кроме того, он находился в магазине без маски, когда там не было ни одного человека. При появлении проверки он надел маску.
Представитель Административной комиссии № в <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи с учетом обстоятельств дела и условий режима повышенной готовности, введенного в <адрес>, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного заседания.
Изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которым граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения (п. 3).
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 41, п. п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации распоряжением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-р в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в <адрес> введен режим повышенной готовности с ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Главы Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) "О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия" на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, повязки, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении на улице в местах массового скопления людей, а также при нахождении в местах общего пользования, при посещении объектов розничной торговли. (п.6.1.1).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В судебном заседании установлено, что Расулов Д.Ш-о. по национальности азербайджанец, является гражданином Республики Азербайджан и юридические документы на русском языке, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях, не понимает, т.е. владеет русским языком не в достаточной для этого степени.
Однако, из материалов дела об административном правонарушении не следует, что Расулову Д.Ш-о. при привлечении его к административной ответственности разъяснялось его право иметь переводчика, давать объяснения на азербайджанском языке, которым он владеет. Протокол по делу об административном правонарушении в отношении Расулова Д.Ш-о. не переводился на азербайджанский язык.
Между тем, отсутствие переводчика на стадии составления протокола об административном правонарушении лишило Расулова Д.Ш-о. возможности понять смысл указанного протокола, заявить возражения, знать свои права и обязанности. Доводы Расулова Д.Ш-о. о том, что содержание протокола он не понял, в судебном заседании опровергнуты не были. Следовательно, органом, составившим протокол об административном правонарушении, были нарушены права Расулова Д.Ш-о., предусмотренные ст. 24.2 КоАП РФ, при привлечении его к административной ответственности.
Участие в необходимых случаях в производстве по делу об административных правонарушениях переводчика - важная гарантия равноправия, объективности рассмотрения дела, обеспечения выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, провозглашенных ст. 24.1 КоАП РФ.
Неразъяснение лицу, привлекаемому к административной ответственности, и не владеющему в полной мере русским языком, права иметь переводчика, нарушает его право на ознакомление с материалами дела, лишает возможности представить объяснения, выступать и давать разъяснения, заявлять ходатайства и отводы, т.е., по существу, лишает его права на защиту, и является существенным нарушением закона.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости применения судьей при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ - возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, для устранения недостатков. Однако судья уже принял дело к производству, о чем вынес определение от ДД.ММ.ГГГГ, а указанные нарушения права на защиту были установлены в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении по существу.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, в том числе, объяснение Расулова Д.Ш-о., как составная часть протокола, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по настоящему делу и подлежат исключению из их числа.
Иных доказательств совершения Расуловым Д.Ш-о. инкриминируемого административного правонарушения в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 и ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Расулова Джавида Шохрат-оглы по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий судья подпись Е.В.Джамбинов
Копия верна
Судья
Целинного районного суда
Республики Калмыкия Е.В.Джамбинов