№
УИД №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 ноября 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сучилкина И.С., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении
Виноградова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску Бортновским Д.Г. в отношении Виноградова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, который с приложенными материалами направлен должностным лицом административного органа на рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Изучив указанный выше протокол и представленные материалы, прихожу к выводу о необходимости его возврата в ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вынесении определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в изложении события административного правонарушения указано, что Виноградов В.А. ДД.ММ.ГГГГ в 20.58 час. у <адрес>, управляя транспортным средством «<данные изъяты>», г/н №, двигаясь по <адрес> в направлении <адрес>, в нарушение п.п. 1.5, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ) неправильно выбрал скорость движения своего транспортного средства, которая не обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением своего транспортного средства, не учел видимость в направлении движения, вследствие чего допустил наезд на стоящее у правого края проезжей части транспортное средство «<данные изъяты>», г/н №, под управлением водителя Клешова В.В. В результате ДТП транспортные средства получили механические повреждения, телесные повреждения получил пассажир транспортного средства Дулгеров Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести.
Между тем, при описании события административного правонарушения не указано о непосредственной причастности Дулгерова Д.А. к данному дорожно-транспортному происшествию, а именно: пассажиром какого указанного выше транспортного средства он являлся.
Описание выявленного нарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, является неконкретным и не позволяет определить сущность предъявленного Виноградову В.А. обвинения, проверить его обоснованность и сопоставить с квалификацией инкриминируемого административного правонарушения.
Невыполнение данных условий препятствует рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и может являться основанием нарушения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ принципов всесторонности, полноты, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу(ч.4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части второй статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Поступивший в суд протокол об административном правонарушении в отношении Виноградова В.А. составлен ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего Дулгерова Д.А., при этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Виноградова В.А. и Дулгерова Д.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Представленные в материалы дела повестки о вызове Виноградова В.А. по адресам: <адрес>, а также Дулгерова Д.А. по адресам: <адрес>, об указанном не свидетельствуют, поскольку доказательств направления данных повесток Виноградову В.А. и Дулгерову Д.А., за исключением повестки, направленной Виноградову В.А. по адресу: <адрес>, не представлено, при этом сведений отделения адресно-справочной работы УВМ МВД по РК об адресах места жительства и регистрации Виноградова В.А. и Дулгерова Д.А. в материалах дела также не имеется.
Кроме того, адресованные Дулгерову Д.А. повестки содержат его извещение не на составление протокола об административном правонарушении, а на ознакомление с таким протоколом, что не отвечает требованиям ч.1 ст.25.15 и ч.3 ст.28.1 КоАП РФ.
Порядок производства экспертизы по делу об административном правонарушении установлен ст.26.4 КоАП РФ и предусматривает, что до направления постановления о назначении экспертизы для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Представленные материалы, предъявляемым требованиям не отвечают, поскольку не сдержат сведений об ознакомлении привлекаемого лица и потерпевшего с постановлением о назначении судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и с ее результатами – заключением эксперта №.
Поскольку указанные недостатки являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Виноградова В.А. с приложенными материалами подлежит возвращению в ОГИБДД УМВД России по городу Петрозаводску для устранения недостатков.
По смыслу действующего законодательства недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола об административном правонарушении, в том числе с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ (в частности, об извещении привлекаемого лица и потерпевших о времени, дате и месте внесения таких изменений).
Руководствуясь ст.ст.29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова В.А. и приложенные к нему материалы в ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>).
Судья И.С. Сучилкина