Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-542/2022 ~ М-548/2022 от 26.08.2022

Дело № 2-542/2022

УИД 60RS0017-01-2022-001121-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**.****г.                       г.Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Тюриной Н.А.,

при секретаре Поляковой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Печорская гимназия», Управлению образования Печорского района, Собранию депутатов Печорского района об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района Псковской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Печорская гимназия», Управлению образования Печорского района, Собранию депутатов Печорского района об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Печорского района проведена проверка исполнения МБОУ «Печорская гимназия» требований законодательства об обеспечении доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Указанные требования предусмотрены Конституцией Российской Федерации (ст. 7), ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, и устанавливают обязанность МБОУ «Печорская гимназия», как образовательного учреждения, обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание гимназии, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Проверкой установлено, что вышеизложенные требования ответчиком не исполнены, пандус с поручнями, отвечающий строительным нормам и правилам СП 59.13330.2016, обеспечивающий вход в здание гимназии, отсутствует.

В этой связи в адрес МБОУ «Печорская гимназия» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В настоящее время представление не исполнено, допущенные нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Поскольку учредителем и собственником имущества МБОУ «Печорская гимназия» является муниципальное образование «Печорский район», исполнение функций которого в отношении учреждения возложено на Управление образования Печорского района, прокурор просит в судебном порядке обязать ответчиков в срок до **.**.****г. оборудовать вход в здание МБОУ «Печорская гимназия», пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Ссылаясь на положения бюджетного законодательства, п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Положение об управлении образования Печорского района, Устав муниципального образования «Печорский район», субсидиарную ответственность по обязательствам управления Собрания депутатов Печорского района, его функции главного распорядителя бюджетных средств, в иске ставится вопрос о возложении обязанности на Собрание депутатов района выделить в срок не позднее **.**.****г. денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом здание МБОУ «Печорская гимназия».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Валуева Н.А. исковые требований и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель ответчика МБОУ «Печорская гимназия» Зыков В.И. против удовлетворения иска не возражал, разумность срока исполнения не оспаривал. Указал, что в настоящее время предпринимаются меры по формированию сметно-технической документации, на основании которой будет направлен запрос в С. Д. Печорского района о предоставлении денежных средств на проведение работ по оборудованию пандуса.

Представитель ответчика С. Д. Печорского района Васильев Д.И. исковые требований признал, пояснил, что заявка учреждения подлежит включению в бюджет МО «Печорский район», денежные средства будут выделены, испрашиваемого прокурором срока для разрешения данного вопроса достаточно.

Представитель ответчика Управления образования Печорского района, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений по иску не представил.

В этой связи препятствий к рассмотрению дела в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд не усматривает.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

К объектам социальной и инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения, гостиницы, отели, иные места.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

Из представленных материалов следует, что прокуратурой Печорского района проведена проверка исполнения МБОУ «Печорская гимназия» требований законодательства об обеспечении доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

В результате проверки установлено, что здание МБОУ «Печорская гимназия» не оборудовано пандусом с поручнями, отвечающим строительным нормам и правилам СП 59.13330.2016, и обеспечивающий вход в здание гимназии для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, МБОУ «Печорская гимназия» не исполняются положения Конституцией Российской Федерации (ст. 7), ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание гимназии, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

В этой связи в адрес МБОУ «Печорская гимназия» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое ответчиком не исполнено, допущенные нарушения не устранены.

Поскольку МБОУ «Печорская гимназия» является бюджетным общеобразовательным учреждением, которое создано в целях реализации конституционного права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования в пределах единого федерального государственного образовательного стандартов и ориентировано на обучение и воспитание детей, то здание МБОУ «Печорская гимназия» является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования ст.15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в том числе создание условий для беспрепятственного входа в здание и выхода из него.

В этой связи суд соглашается с доводами прокурора, поскольку факт нарушения законодательства, влекущий ущемление прав инвалидов и маломобильных групп населения, нашел свое подтверждение в судебном заседании, ответчиком не оспаривался.

Согласно Уставу МБОУ «Печорская гимназия» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Печорский район».

Функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО «Печорский район» осуществляется управление образование Печорского района.

В судебном заседании представитель МБОУ «Печорская гимназия» пояснил, что денежные средства поступают на счет Управления образования Печорского района, их расходование, в свою очередь, осуществляется учреждением.

С учетом этого, требование прокурора о возложении совместной обязанности на указанных ответчиков оборудовать вход в здание гимназии, согласно установленным строительным нормам и правилам, является обоснованным.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 5.2 Положения об Управлении образования Печорского района, утвержденного решением Собрания Депутатов Печорского района от **.**.****г. ***, финансирование деятельности районной системы образования производится из бюджетов разных уровней (федерального, местного, областного).

Согласно п.п. 1.1-1.5 Положения Управление образования Печорского района (далее - Управление) является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «Печорский район», созданным Собранием Депутатов Печорского района.

Управление отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по его обязательствам, в случае недостатка денежных средств несет Учредитель.

В силу п. 2.5.1 Положения в целях реализации главных функций и задач Управление осуществляет содействие созданию финансовых и материально - технических условий для функционирования учреждений образования и обеспечения их учебно-методическими пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, оборудованием, материалами и т.д., в рамках утвержденного бюджета.

В соответствии с п. 11 статьи 21 Устава МО «Печорский район» утверждение бюджета муниципального района и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Собрания Депутатов Печорского района.

Таким образом, требования прокурора о возложении на Собрание Депутатов Печорского района, как главного распорядителя бюджетных средств, обязанности выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандуса основано на законе и подлежит удовлетворению.

Предложенный прокурором срок является разумным, исполнимым, определен с учетом порядка формирования бюджета МО «Печорский район» и организации работ по оборудованию пандуса, ответчики согласны со сроком исполнения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Печорского района Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Печорская гимназия», Управлению образования Печорского района, Собранию депутатов Печорского района удовлетворить.

Обязать МБОУ «Печорская гимназия», Управление образования Печорского района в срок до **.**.****г. оборудовать вход в здание МБОУ «Печорская гимназия», расположенное по адресу: Псковская область, г. Печоры, ул. Ленина, д.7, пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Обязать Собрание Депутатов Печорского района выделить в срок не позднее **.**.****г. денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание МБОУ «Печорская гимназия», расположенное по адресу: Псковская область, г. Печоры, ул. Ленина, д.7.

      Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                   Н.А. Тюрина

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.

2-542/2022 ~ М-548/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Печорского района
Ответчики
Управление образования Печорского района
МБОУ "Печорская гимназия"
Собрание депутатов Печорского района
Суд
Печорский районный суд Псковской области
Судья
Тюрина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
pechorsky--psk.sudrf.ru
26.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Дело оформлено
08.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее