УИД № 57RS0014-01-2023-001203-61
Дело № 2-1-1096/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2023 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в интересах Фатнева Павла Дмитриевича, к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» об обеспечении лекарственными препаратами,
установил:
Мценская межрайонная прокуратура Орловской области, действующая в интересах Фатнева П.Д., обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» об обеспечении лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения Фатнева П.Д. Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами <...> В ходе данной проверки установлено, что Фатнев П.Д. 11 июля 1952 года рождения является инвалидом, федеральным льготником и в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Согласно медицинским документам Фатневу П.Д. поставлен диагноз: <...> Фатнев П.Д. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении бесплатных лекарств, препараты <...> назначены ему врачом, данные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По информации Департамента здравоохранения Орловской области Фатнев П.Д. включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2023 г. Годовая потребность Фатнева П.Д. в лекарственном препарате <...> составляет 12 стандартов, однако в 2023 г. ему было выписано 6 рецептов, из них обслужено 3 (выдано 3 стандарта), один рецепт недействителен в связи с истечением срока хранения, 2 рецепта от 19 июля 2023 г. и от 15 августа 2023 г. находятся на отсроченном обеспечении ввиду отсутствия препарата в аптечном учреждении. Годовая потребность в препарате <...> составляет 26 стандартов, в 2023 г. Фатневу П.Д. было выписано 6 рецептов, из них обслужено 4 (выдано 4 стандарта), 2 рецепта от 19 июля 2023 г. и от 15 августа 2023 г. находятся на отсроченном обеспечении по причине отсутствия препарата. Департаментом здравоохранения Орловской области представлены сведения, что Фатнев П.Д. будет обеспечен лекарствами в случае выделения дополнительного финансирования, для обеспечения пациента указанные препараты перераспределятся из остатков по региону. Вместе с тем, данные лекарственные препараты назначены Фатневу П.Д. по жизненным показаниям, невозможность их регулярного приема ставит под угрозу жизнь и здоровье пациента. Таким образом, не смотря на наличие медицинских показаний, ответчики не обеспечили в полном объеме получение Фатневым П.Д. необходимых ему лекарственных препаратов.
По указанным основаниям Мценская межрайонная прокуратура просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Фатнева П.Д. лекарственными препаратами «<...>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить Фатневу П.Д. своевременную выписку рецептов на лекарственные препараты «<...>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом. Решение суда в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обратить к немедленному исполнению.
Старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Фатнев П.Д., представитель Департамента здравоохранения Орловской области и представитель БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии со ст. 10, ст. 11, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. № 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 12 названного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты и медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 14 Порядка).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Перечень лекарственных препаратов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 (в редакции от 5 июня 2020 г.) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Источниками финансового обеспечения данной Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан), а также средства обязательного медицинского страхования.
Согласно сведениям БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», Фатнев П.Д. является федеральным льготником, имеет третью группу инвалидности, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении бесплатных лекарственных препаратов с диагнозом: <...>. Фатнев П.Д. включен в регистр льготных категорий граждан для обеспечения лекарственными препаратами в 2023 г. Годовая потребность пациента в препарате <...> составляет 12 стандартов, в препарате <...>» - 26 стандартов. Препараты назначены пациенту врачом-эндокринологом ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России на основании клинических рекомендаций и стандартов лечения в соответствии с его диагнозом.
По информации, представленной Департаментом здравоохранения Орловской области, Фатнев П.Д. имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг на 2023 г. Дополнительная заявка от БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» на обеспечение пациента льготными лекарственными препаратами «<...> поступила 20 февраля 2023 г. Указанные препараты перераспределены из остатков по региону, ориентировочная дата поставки в аптечную организацию 28 августа 2023 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включены лекарственные препараты «Дапаглифлозин» и «Вилдаглиптин».
Как следует из медицинской документации, Фатнев П.Д. нуждается в постоянном приеме указанных препаратов.
В соответствии со сведениями ГУП Орловской области «Орелфармация» аптечным пунктом зафиксированы обращения Фатнева П.Д. с рецептами на указанные препараты 14 июня 2023 г., 19 июля 2023 г. и 15 августа 2023 г. Рецепт от 14 июня 2023 г. признан недействительным в связи с истечением срока его действия, рецепты от 19 июля 2023 г. и от 15 августа 2023 г. находятся на отсроченном обеспечении.
Всего в 2023 г. Фатневу П.Д. было выписано 5 рецептов на препарат «<...>»), годовая потребность в котором составляет 12 стандартов, пациенту выдано 3 стандарта, а также 6 рецептов на препарат <...> годовая потребность в котором составляет 26 стандартов, пациенту выдано 4 стандарта.
Ненадлежащее обеспечение Фатнева П.Д. назначенными ему врачом для постоянного приема лекарственными средствами влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу закона недопустимо. При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что препараты <...>» являются жизненно необходимыми для поддержания здоровья пациента в связи с имеющимися у него заболеванием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Фатнева П.Д. данными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены их лечащим врачом, а также возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку рецептов на указанные препараты.
В силу положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о постоянной нуждаемости Фатнева П.Д. в лекарственных препаратах, учитывая, что данные препараты необходимы ему для постоянного приема по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Фатнева Павла Дмитриевича, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Фатнева Павла Дмитриевича Дата года рождения уроженца гор. <адрес>паспорт серии № выдан Дата. Мценским ГРОВД Орловской области) лекарственными препаратами <...>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» обязанность производить Фатневу Павлу Дмитриевичу своевременную выписку рецептов на лекарственные препараты <...>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2023 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева