Дело № 2-1418/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.,
при секретаре судебного заседания Костыч М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 05 ноября 2015 года дело по иску Управления Роспотребнадзора по ********** в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «****», МУП «УК «Альтернатива» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по ********** в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в Печорский городской суд Республики Коми с иском к администрации МР «****» о возложении обязанности на администрацию МР «****» устранить нарушение действующего санитарного законодательства: произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории контейнерной площадки по адресу,: **********; произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения (территории вдоль автомобильной грунтовой дороги в районе жилых домов №... по ********** в ********** ********** и №... по ********** в ********** **********); произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории контейнерной площадки (расположенной вдоль автодороги, в **** м от административного здания №... по **********, в **** м от двухэтажного жилого ********** в **********). Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства послужило основанием для обращения в суд.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МУП «УК «Альтернатива», Волова И. Ю..
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция по **********.
Определением Печорского городского суда РК от **.**.** прекращено производство по делу по иску Управления Роспотребнадзора по ********** в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «****» в части исковых требований о возложении обязанности произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения (территории вдоль автомобильной грунтовой дороги в районе жилых домов №... по ********** и №... по ********** в ********** **********); произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории контейнерной площадки (расположенной вдоль автодороги, в **** м от административного здания №... по **********, в **** м от двухэтажного жилого ********** в **********).
В судебном заседании представитель истца Долинина О.В., действующая на основании доверенности от **.**.** (л.д. 54), просила признать незаконным бездействие надлежащего ответчика по неисполнению действующего санитарного законодательства, возложить обязанность на надлежащего ответчика произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории контейнерной площадки по адресу: **********.
Представитель ответчика администрации МР «****» по доверенности, Вьялицына Ю.В., исковые требования не признала, пояснила, что администрация МР «****» является ненадлежащим ответчиком, между МУП «УК «Альтернатива» и жильцами ********** в ********** заключен договор управления многоквартирного ********** в **********, в связи с чем, управляющая организация МУП «УК «Альтернатива» обязана очистить мусор с придомовой территории.
Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании было установлено следующее.
Управлением Роспотребнадзора по ********** по заявлениям граждан, проживающих по адресам: **********, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов санитарного законодательства, что подтверждается актами проверки от **.**.**, **.**.** (л.д.18, 11, 29).
Актом Управления Роспотребнадзора по ********** от **.**.** установлено, что специальная площадка для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, расположенная в районе жилого дома по адресу: **********, от бытовых отходов и мусора не очищена: два контейнера переполнены, справа рядом непосредственно на снегу расположена куча бытовых отходов мусора площадью примерно **** кв.метр.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 1, 2, 11, 15, п. 1 ст. 22, п.3 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 - ФЗ от 30.03.1999 года санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной частью осуществляемой ими деятельности. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать и выполнять требования санитарного законодательства. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Как следует из Правил содержания и благоустройства территории городского поселения «****», утвержденных решением Совета городского поселения «****» от **.**.** №..., вывоз ТБО должен осуществляться ежедневно, эксплуатация контейнеров с переполнением запрещается, за эксплуатацию контейнеров с переполнением несут ответственность собственник площадки и эксплуатирующая организация (п.п. 10, 13 п. 4.17). Контейнеры для сбора бытовых отходов должны устанавливаться на специальных площадках с твердым покрытием. Площадка должна быть удалена от многоквартирных жилых домов на расстояние не менее **** метров и не более **** метров.
Согласно Положению об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения «****», утвержденного решением Совета городского поселения «****» от **.**.** №... вывоз отходов с территории жилых многоквартирных домов осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых владельцами указанных объектов с организацией, осуществляющей на постоянной основе деятельность по сбору и вывозу на территории ГП «****» (п. 4.1.1). Ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в территории многоквартирных жилых домов в соответствии с настоящим Положением возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (п. 4.1.3).
Таким образом, сбор и вывоз ТБО, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Протоколом собрания собственников помещений в многоквартирном жилом ********** в ********** от **.**.**, принято решение об избрании управляющей организацией многоквартирного дома МУП «УК «Альтернатива» (л.д. 63).
Согласно договору на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома и придомовой территории от **.**.** и приложения к нему многоквартирный жилой ********** в ********** находится в обслуживании МУП «УК «Альтернатива» с **.**.**.
Согласно п. 1.2 договора по содержанию и ремонту от **.**.** МУП «УК «Альтернатива» обязана оказывать услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников, нанимателей помещений и лиц, пользующихся помещениями в многоквартирных домах в соответствии с перечнем работ и услуг. Согласно Приложению №... к договору от **.**.** сбор и вывоз ТБО входит в перечень оказываемых услуг по содержанию жилого дома.
В соответствии с положениями статьей 154, 161 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества с многоквартирном доме, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Учитывая, что жилой ********** в ********** находится в управлении МУП «УК «Альтернатива», надлежащим ответчиком по иску будет являться МУП «УК «Альтернатива».
При таких обстоятельствах, на МУП «УК «Альтернатива» лежит обязанность по сбору и вывозу ТБО от жилого ********** в ********** ********** установив срок для сбора и вывоза ТБО до **.**.**
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Согласно бухгалтерской документации, подтверждающей тяжелое материальное положение МУП «УК «Альтернатива», суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий к уплате государственной пошлины в суд до **** рублей.
Таким образом, с МУП «УК «Альтернатива» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в размере **** рублей (ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МУП «УК «Альтернатива» в срок до **.**.** устранить нарушение действующего санитарного законодательства: произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории контейнерной площадки по адресу: **********.
Взыскать с МУП «УК «Альтернатива» в доход муниципального образования муниципального района «****» государственную пошлину в размере ****
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова
Мотивированное решение изготовлено **.**.**