28RS0004-01-2022-004850-59
Дело № 12-759/2022
РЕШЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,
При секретаре Дробяскиной К.А.,
С участием защитника администрации Благовещенского района Зинковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Благовещенского района Зинковой В.В. на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 26 апреля 2022 года юридическое лицо - администрация Благовещенского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, в обоснование указав, что в действиях (бездействии администрации Благовещенского района) отсутствует вина, поскольку в соответствие с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи с чем финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. 29.01.2021 года, между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение № 12 о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п.3.2 указанного Соглашения, размер субвенции составляет 13689192 рубля. В настоящее время администрацией Благовещенского района ведется работа по размещению аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. Приобретенные администрацией района благоустроенные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, согласно очередности. ВП в списке лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, значится под номером 11. Более того, администрацией Благовещенского района не однократно предлагалось ВП благоустроенное жилое помещение. Исходя из действий администрации по законному исполнению решения суда, следует, что ею проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу. Таким образом, администрацией Благовещенского района Амурской области принимаются все необходимые меры для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда Амурской области от 26.09.2019 года по делу № 2-591/2019.
Срок на обжалование не пропущен.
В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал, пояснив, что ВП неоднократно предлагалось жилье, от которого он отказывался, в связи с отдаленностью от г. Благовещенска, в настоящее время ВП предоставлено жилое помещение.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждена исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В силу статьи 113 указанного Федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что решением Благовещенского районного суда от 26.09.2019 года, вступившим в законную силу 05.11.2020 года, на администрацию Благовещенского района возложена обязанность предоставить ВП жилое помещение на территории Благовещенского района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
03.12.2019 года Специализированным отделом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области в отношении администрации Благовещенского района возбуждено исполнительное производство № 27674/19/28025-ИП.
22.04.2020 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Благовещенского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от 05.11.2020 года администрация Благовещенского района освобождена от уплаты исполнительского сбора.
25.03.2022 года администрации Благовещенского района направлено требование об исполнении в срок до 06.04.2022 года решения суда.
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 26.04.2022 года юридическое лицо - администрация Благовещенского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. При этом врио начальника СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области пришел к выводу, что обстоятельств, объективно препятствующих выполнению законного требования судебного пристава, установлено не было, отсутствие у администрации Благовещенского района финансовых средств не является основанием для неисполнения требования судебного пристава-исполнителя и, соответственно, решения суда.
В соответствии ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает также из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии с действующим законодательством оценка виновности юридического лица в совершении административно правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данной категории граждан, нуждающихся е предоставлении жилья, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области однократно предоставляются жилые помещения за счет средств областного бюджета (статья 4).
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации) и исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как установлено судом, 29.01.2021 года между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение № 12 о предоставлении в 2021 году субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому размер субвенции составляет 13689192 рублей.
24.01.2022 года между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено новое соглашение № 12 о предоставлении в 2022 году субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому размер субвенции, с учетом дополнительного соглашения № 2 от 28.03.2022 года, составляет 8207595 рублей.
Материалам дела также подтверждается, 25.03.2020 года, 27.01.2020 года, 10.03.2021 года в адрес ВП администрацией Благовещенского района направлялись письма о необходимости явки в администрацию Благовещенского района, в связи с предоставлением жилого помещения, которые ВП проигнорированы.
Более того, 16.05.2022 года администрацией Благовещенского района принято постановление о предоставлении ВП жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду. 17.05.2022 года между администрацией Благовещенского района и ВП заключен договор специализированного найма жилого помещения, а также подписан акт приема-передачи жилого помещения.
Исследовав представленные сторонами доказательства, судья полагает, что администрацией Благовещенского района принимались все возможные реальные меры, направленные на исполнение судебного акта.
В материалы дела не представлено доказательств, которые позволили бы сделать вывод о бездействии администрации Благовещенского района, осуществляющей деятельность исходя из размера доведенных лимитов финансирования.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуют в пользу этого лица.
Следовательно, вина администрации Благовещенского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с требованием от 24.03.2022 года, полученным администрацией Благовещенского района 25.03.2022 года, представитель администрации Благовещенского района, в случае неисполнения требования, обязан был явиться для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ 07.04.2022 года. Между тем, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя администрации Благовещенского района 12.04.2022 года, при отсутствии в материалах дела сведений о надлежащем уведомлении администрации Благовещенского района на составление протокола об административном правонарушении в указанную дату.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении не может являться допустимым доказательством по делу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление врионачальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Благовещенского района подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях администрации Благовещенского района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Благовещенского района отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации Благовещенского района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Т.С. Астафьева