Дело № 5-60/2023
УИД: 16RS0050-01-2023-001002-72
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 марта 2023 года г. Казань, ул. Мавлютова, д.50, зал № 14
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Д.И. Саматова,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – А.М. ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Газизовой,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, женатого, со средним-техническим образованием, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, неработающего,
установил:
31 января 2023 года примерно в 12 часов 12 минут возле здания отдела полиции № 9 «Сафиуллина» Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани (далее – ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г. Казани), расположенного по адресу: город Казань, улица Сафиуллина, дом № 1а, а именно у входа в здание ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г. Казани на расстоянии приблизительно 1,5-2 метра, гражданин А.М. ФИО1 нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, с использованием средства наглядной агитации, в руках держал плакат формата А4 следующего содержания: «В ОП «Сафиуллина» служит садист и извращенец капитан ФИО6» Данное мероприятие проведено на территории экстренной оперативной службы, а именно на территории отдела полиции, что согласно пункта 3 части 2 статьи 8 ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» является местом, запрещенным для проведения публичного мероприятия. Целью указанного публичного мероприятия в форме пикетирования явилось привлечение общественного внимания к деятельности сотрудника полиции ФИО6. Таким образом, своими действиями А.М. ФИО1 нарушил требования статей 4, 5, 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» и совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании А.М. ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, представил письменный отзыв, в котором просил производство по делу прекратить.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля Свидетель №3, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В статье 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
На основании части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 названного Кодекса. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться, в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.
Из протокола № об административном правонарушении от 31 января 2023 года следует, что 31 января 2023 года примерно в 12 часов 12 минут возле здания отдела полиции № 9 «Сафиуллина» Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани (далее – ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г. Казани), расположенного по адресу: город Казань, улица Сафиуллина, дом № 1а, а именно у входа в здание ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г. Казани на расстоянии приблизительно 1,5-2 метра, гражданин А.М. ФИО1 нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, с использованием средства наглядной агитации, в руках держал плакат формата А4 следующего содержания: «В ОП «Сафиуллина» служит садист и извращенец капитан ФИО6». Данное мероприятие проведено на территории экстренной оперативной службы, а именно на территории отдела полиции, что согласно пункта 3 части 2 статьи 8 ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» является местом, запрещенным для проведения публичного мероприятия. Целью указанного публичного мероприятия в форме пикетирования явилось привлечение общественного внимания к деятельности сотрудника полиции ФИО6. Таким образом, своими действиями А.М. ФИО1 нарушил требования статей 4,5,8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» и совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, допустимых доказательств, свидетельствующих о проведении А.М. ФИО1 публичного мероприятия в форме пикетирования, суду не представлены.
Кроме того, по смыслу положений статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» целью пикета является привлечение участниками публичного мероприятия внимания иных граждан, не участвующих в пикете, к проблемам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны и т.п., влияние на формирование у них определенного мнения по указанным вопросам.
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что в данном случае имел место пикет, то есть публичное мероприятие с целью выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности А.М. ФИО1 во вмененном административном правонарушении, не установлено.
Положениями пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В связи с вышеизложенным, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А.М. ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку материалы дела не содержат данных, подтверждающих наличие в действиях А.М. ФИО1 объективной стороны состава вменяемого правонарушения,
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 20.2, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья (подпись) Д.И. Саматова
Копия верна:
Судья Д.И. Саматова