Мотивированное решение суда
изготовлено 11 августа 2021 года
Дело № 2- 1007/2021
УИД 25RS0013-01-2021-001499-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Партизанск 05 августа 2021 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Дидур Д.В.,
при секретаре судебного заседания Шляхтыч И.П.,
с участием помощника прокурора г. Партизанска Черевко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Кулагиной Г. П. к ООО «Сица» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Кулагиной Г.П. к ООО «Сица» о возложении обязанностей, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> по обращениям граждан проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, а также прав граждан на получение услуг жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой в действиях ООО «Сица» выявлены нарушения. <Дата> в прокуратуру <адрес> поступило обращение Кулагиной Г.П., являющейся пенсионеркой, по вопросу нарушения ее жилищных прав ООО «Сица» при управлении многоквартирным домом №___ <адрес> в <адрес>.
При проведении <Дата> визуального осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося под управлением ООО «Сица», установлено, что в нарушение п. 3.2.2, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), управляющей организацией не обеспечено требуемое санитарное состояние лестничных клеток, имеется пыль, мусор, а также повреждения пола, протирка с применением дезинфицирующих средств стен, дверей, дверных ручек, выключателей, поручней, перил, подоконников, почтовых ящиков и других контактных поверхностей, мытье с применением дезинфицирующих средств не проводились, в нарушение п. 3.5.7, 3.7.17 Правил, списки организаций с указанием их адресов и номеров телефонов, урны - отсутствуют, в нарушение п. 3.5.2 Правил, отсутствуют таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир, расположенных в данных подъездах.
По результатам проверки руководителю ООО «Сица» <Дата> внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого руководителем юридического лица сообщено о невозможности исполнения требований прокурора в связи с нехваткой работников и денежных средств.
Неисполнение указанных требований законодательства, по мнению прокурора, свидетельствует о ненадлежащем содержании и ремонте общего имущества, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и может повлечь угрозу причинения вреда жизни, здоровью, как жильцам дома, так и неопределенного круга лиц.
Просит возложить на ООО «Сица» обязанности: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить в подъездах многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> информацию о номерах телефонов и адресах органа местного самоуправления, пожарной охраны, отделения полиции, санитарно-эпидемиологической станции, государственной жилищной инспекции, адресов скорой медицинской помощи, аварийных служб; произвести влажную уборку (подметание полов, протирку стен, полов, окон, дверей, подоконников и других контактных поверхностей) с применением дезинфицирующих средств в подъездах многоквартирного жилого дома; установить над входами в два подъезда дома таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир, расположенных в подъездах <адрес> в <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> Черевко Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по указанным в иске основаниям.
Истец Кулагина Г.П. в судебное заседание не явилась, о слушании дела надлежащим образом извещалась, в адрес суда вернулся конверт с отметкой об истечении срока хранения.
Представитель ответчика ООО «Сица» в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с положениям ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Черевко Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительно числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что прокурор <адрес> имел право обратиться в суд с настоящим иском, поскольку иск заявлен в интересах Кулагиной Г.П., являющейся пенсионеркой, в силу возраста и юридической неграмотности она не может защищать свои права в судебном порядке самостоятельно.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу п.п. 2, 3 Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - минимальный перечень).
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживании более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, крыши, ограждающие конструкции, в том числе санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества установлены требования к содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В силу п. 3.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», (далее – Правила) таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
В силу п.3.5.7 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно- эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции.
Согласно п. 3.2.2 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках, требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
В соответствии с п. 4.4.1 Правил, содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> края находится под управлением ООО «Сица», согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ№___ от <Дата> осуществляющего деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе с <Дата> №___, продление срока действия лицензии осуществлено ИФНС по <адрес> <Дата> №___.
<Дата> в прокуратуру <адрес> поступило письменное обращение Кулагиной Г.П. по вопросу нарушения ее жилищных прав ООО «Сица» при управлении многоквартирным домом №___ <адрес> в <адрес> края.
Согласно акту проверки от <Дата>, проведенного заместителем прокурора <адрес> Кайдоба А.И., с участием представителя ООО «Сица», установлено, что в нарушение п. 3.2.2, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, управляющей организацией не обеспечено требуемое санитарное состояние лестничных клеток, имеется пыль, мусор, а также повреждения пола, протирка с применением дезинфицирующих средств стен, дверей, дверных ручек, выключателей, поручней, перил, подоконников, почтовых ящиков и других контактных поверхностей, мытье с применением дезинфицирующих средств не проводились, в нарушение п. 3.5.7, 3.7.17 Правил, списки организаций с указанием их адресов и номеров телефонов, урны - отсутствуют, в нарушение п. 3.5.2 Правил, отсутствуют таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир, расположенных в данных подъездах.
По данным фактам руководителю управляющей организации внесено представление об устранении нарушений закона от <Дата>, по результатам рассмотрения которого руководителем ООО «Сица» сообщено о невозможности исполнения требований прокурора в связи с нехваткой работников и денежных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком доказательств соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по управлению и содержанию общего имущества, не представлено.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом указанного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на ответчика: разместить в подъездах многоквартирного жилого <адрес> информацию о номерах телефонов и адресах органа местного самоуправления, пожарной охраны, отделения полиции, санитарно-эпидемиологической станции, государственной жилищной инспекции, адресов скорой медицинской помощи, аварийных служб; произвести влажную уборку (подметание полов, протирку стен, полов, окон, дверей, подоконников и других контактных поверхностей) с применением дезинфицирующих средств в подъездах многоквартирного жилого дома; установить над входами в два подъезда дома таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир, расположенных в подъездах дома.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда и полагает достаточным срок в 3 месяца.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.
При указанных обстоятельствах с ответчика в бюджет Партизанского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб. 00 коп.
руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Кулагиной Г. П. к ООО «Сица» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сица» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- разместить в подъездах многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> информацию о номерах телефонов и адресах органа местного самоуправления, пожарной охраны, отделения полиции, санитарно-эпидемиологической станции, государственной жилищной инспекции, адресов скорой медицинской помощи, аварийных служб;
- произвести влажную уборку (подметание полов, протирку стен, полов, окон, дверей, подоконников и других контактных поверхностей) с применением дезинфицирующих средств в подъездах многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>;
- установить над входами в два подъезда дома таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир, расположенных в подъездах <адрес> в <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сица» госпошлину в доход бюджета Партизанского городского округа в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путём подачи жалобы через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Дидур