Копия
№2-1256/2024 (2-10068/2023;)
УИД 63RS0045-01-2023-010880-83
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2024 г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Османовой Н.С.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1256/2024 (2-10068/2023;) по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к наследникам Ивашкиной Надежды Андреевны о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникшей в рамках наследственных правоотношений.
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к наследникам, принявшим наследство после смерти Ивашкиной Н.А., о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
Указав, что «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО11 и ФИО10 принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя по указанному объекту недвижимости (лицевой счет №) составляет:
-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения предельного тарифа в размере 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) составляла 225,44 руб.
-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения предельного тарифа в размере 622,07 руб./м3 (с учетом НДС) составляла 234,45 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением собственником обязательств по оплате коммунальных услуг образовалась задолженность.
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ивашкиной Н.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 417,35 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи со смертью Ивашкиной Н.А.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма просроченной задолженности по обращению с ТКО по лицевому счету № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 11417 руб.
-расчет суммы задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 10488,99 руб. (сумма задолженности с учетом применения предельного тарифа в размере:598,16 руб./куб.м )+ 928,36 руб. (сумма задолженности с учетом применения предельного тарифа в размере 622,07 руб./куб.м.)=11 417,35 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать солидарно с наследников, принявших наследство после смерти Ивашкиной Н.А. сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО на праве собственности в размере 11 417,35 руб. за период с 01.01.2019 по 31.03.2023, расходы по уплате государственной пошлины в размере 288 руб.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Маслова Е.В.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Маслова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенным по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019г.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № к Правилам №, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Судом установлено, что ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Для оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, был открыт лицевой счет №, истцом в спорный период выставлялись платежные документы.
Согласно выписке из ЕГРН собственниками на праве обшей совместной собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> являются Ивашкин В.С. и Ивашкина Н.А.
Оплата за жилое помещение в спорный период времени собственниками не производилась, в результате чего образовалась задолженность, что послужило основанием для обращения истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> - мировой судья судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления ООО «ЭкоСтройРесурс» о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2, ФИО6 за предоставленные услуги по обращению с ТКО отказано в связи со смертью ФИО2
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному истцом расчету задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 417,35 руб.
Данный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
Доказательств, подтверждающих погашение указанной задолженности в полном объеме либо в части, суду не представлено.
Согласно ответу нотариуса Богатыревой И.Н. на запрос суда, после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной на момент смерти по адресу: <адрес>, заведено наследственное дело №.
Наследником по завещанию является дочь наследодателя Маслова Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, которая обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства по всем основаниям.
Наследником по закону является сын наследодателя Ивашкин Дмитрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, который в нотариальную контору не обращался, документов о фактическом принятии наследства не предоставлял.
В состав наследства заявлено следующее имущество:
-квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, стоимостью 2 005 975,51 руб.,
-автотранспортное средство марки <данные изъяты> г.в., оценка наследниками не предоставлялась,
-автотранспортное средство марки <данные изъяты> г.в., оценка наследниками не предоставлялась,
-денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями по ним.
Свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
В связи с тем, что призванные к наследованию наследники не обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство либо не получили свидетельство о праве на наследство в течение трех лет со дня открытия производства по наследственному делу № после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.п. «в» п. 131 Правил нотариального делопроизводства производство по наследственному делу № окончено без выдачи свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что Маслова Е.В. является наследником после смерти Ивашкиной Н.А., принявшим наследственное имущество.
Поскольку образовавшаяся задолженность возникла после смерти Ивашкиной Н.А., то суд приходит к выводу, что указанная задолженность не входит в наследственную массу образовавшуюся после ее смерти и не может быть взыскана судом в порядке наследования.
Ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы наследственного права сама по себе не является основанием для отказа в иске, поскольку судом установлено наличие нарушенного права истца, подлежащее восстановлению судом с привлечением ответчика Масловой Е.В. к ответственности, вытекающей из норм гражданского и жилищного законодательства, поскольку Маслова Е.В. является наследником умершей ФИО2, в состав наследственной массы входит спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Факт отсутствия государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу <адрес> после смерти ФИО2 не свидетельствует об отсутствии у ответчика, как титульного владельца квартиры, обязанности по несению бремени оплаты фактически предоставленных и потребленных жилищно-коммунальных услуг, при том, что сам факт потребления коммунальных услуг не оспорен.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая наличие непогашенной задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о взыскании с Масловой Е.В. в пользу истца указанную задолженности в размере 11 417,35 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 456 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс», - удовлетворить.
Взыскать с Масловой Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты> г.р., в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс», ОГРН 1136316004747, задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 417,35 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 456 руб., а всего 11 873,35 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено- 02.04.2024
Председательствующий: подпись Османова Н.С.
Копия верна. Судья- Секретарь-
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела Промышленного районного суда <адрес>:
№ (2-10068/2023;) УИД 63RS0№-83.