Дело №2-3576/2023РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ29 июня 2023 года г. КызылКызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Петренко Л.Н., при секретаре Луговкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва ФИО9 в публичных интересах к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» о возложении обязанности утвердить и согласовать паспорт объекта котельной, с участием представителя истца- старшего помощника прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя третьего лица ФИО6,установил:прокурор <адрес> Республики Тыва ФИО8-Б.Б., действуя в публичных интересах, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» о возложении обязанности утвердить и согласовать паспорт объекта котельной, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по результатам которой в деятельности государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (далее по тексту - ГУП РТ «УК ТЭК 4») выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на поднадзорной территории имеется 1 организация - ГУП РТ «УК ТЭК 4», эксплуатирующая опасный производственный объект 3 класса опасности, котельная г. Ак-Довурак, расположенный по адресу: <адрес> лицензия на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов выдана ДД.ММ.ГГГГ № BX-66-002046. Управлением Росгвардии по Республике Тыва в ходе проверки антитеррористической защищенности котельной, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что категорирование и паспортизация объекта не произведена, по результатам которой выдано предписание сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. B результате контрольной проверки, проведенной 22.06.2021 года Управлением Росгвардии по Республике Тыва установлено, что по указанному предписанию нарушения не устранены. В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, вместе с тем, о результатах рассмотрения представления ГУП РТ «УК ТЭК 4» не предоставлено. Кроме того, в ответ на требование прокурора района адресованное ГУП РТ «УК ТЭК 4» от 02.03.2022 и 19.09.2022 предоставлены сведения о том, что выявленные нарушения до настоящего момента не устранены. Однако, нарушения ГУП РТ «УК ТЭК 4» до настоящего времени не устранены, что подтверждается актом проверки помощником прокурора района от 20.01.2023 года. Таким образом, ГУП РТ «УК ТЭК 4» не в полном объеме принимаются меры по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов, а именно котельной г. Ак-Довурак. Непринятие мер по обеспечению безопасности объектов ГУП РТ «УК ТЭК 4» устойчивого и безопасного функционирования топливно-энергетического комплекса котельной, являющейся единственным поставщиков теплоэнергии на территории г. Ак-Довурак, от актов незаконного вмешательства, что в свою очередь может привести к угрозе жизни и здоровья граждан, повреждения их имущества. Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, такие как право на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. Городской округ «город Ак-Довурак» является населенным пунктом с массовым проживанием в нём неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре. В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения. Таким образом, имеются особые обстоятельства, в силу которых решение суда должно быть обращено к немедленному исполнению. Просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» утвердить и согласовать паспорт объекта котельной расположенный по адресу: <адрес> Обратить решение суда к немедленному исполнению.В ходе рассмотрения дела, прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва ФИО10 уточнил свои требования, в котором просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работы по категорированию котельной и актуализации паспорта безопасности объекта. В судебном заседании представитель истца ФИО4 уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить.Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» ФИО5, действующая по доверенности, иск не признала, поддержав письменное возражение, просила отказать в удовлетворении иска.Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва ФИО6, действующая по доверенности, иск поддержала, по указанным основаниям. Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Тыва в суд не явился, извещен надлежащим образом.Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории)- состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.Понятия объектов топливно-энергетического комплекса и предъявляемые к ним требования определены положениями Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в соответствии с которыми: - антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта (ч. 2 ст. 2); - безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 3 ст. 2);- объектами топливно-энергетического комплекса являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (ч. 9 ст. 2);- субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (ч. 13 ст. 2);- паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (ч. 11 ст. 2);- на субъектов топливно-энергетического комплекса возложена обязанность составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 8);- в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (ч. 3 ст. 8);- паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8);- паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 8).В соответствии с содержанием Устава Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» утвержденного 06.07.2017 года Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», является коммерческой организацией. Его учредителя является Министерство топлива и энергетики Республики Тыва. (п.1.4) Уполномоченным Правительством Республики Тыва органом по управлению и распоряжению имуществом Республики Тыва, в том числе по ведению реестра договоров закрепления имущества на праве хозяйственного ведения за Предприятием, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. (п.1.5) Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование. (п.1.6) Государственное унитарное предприятие Республики Тыва отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам, государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 05.12.2022 года Государственное Унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» включен в реестр юридических лиц с 30.06.2014 года. 07.12.2017 года предоставлена лицензия ВХ-66 002046 на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности. Как следует из актов проверки №5 от 04.06.2019 года, №2 от 22.06.2021 года, составленного Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва вынесенного в адрес ответчика установлены:- в нарушение ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК», п. 17 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 458 дсп? не разработан соответствующий Паспорт безопасности объекта ТЭК;- в нарушение п. 17, 23-53 Правил не проводится анализ уязвимости объекта ТЭК- котельная г. Ак-Довурак; - в нарушение п.18 Правил не проводятся учения с оценкой эффективности защиты объекта;- в нарушение ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» Физическая защита объекта подразделениями охраны, имеющие в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства не осуществляется;- в нарушение п.68-80 Правил основное ограждение не соответствуют предъявляемым требованиям (по периметру ограждения имеются лазы, проломы и другие повреждения, высота ограждения не соответствует (не менее 2.5 м.));- в нарушение п.81, 83, 84 Правил по всему периметру ограждения отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопов, заглубленным в грунт на глубину не менее 0.5 метра в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 см;- в нарушение п.п. «б» п. 2 Приложения № 1 к Правилам, п. 71, 94, 95 Правил на территории котельной г. Ак-Довурак ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» в 6 метрах с внутренней стороны периметра территории котельной не оборудована запретная зона;- в нарушение п. «д» п. 2 Приложения № 1 к Правилам, п. 90,104-108 Правил, приложения №2 к Правилам – не обозначены знаками границы запретной зоны, то есть, не установлены предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки. Предупредительные знаки с надписями «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)» и «Внимание! Охраняемая территория» не установлены по внутреннему ограждению запретной зоны на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов и обязательно на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах в запретные зоны. Для обозначения границ участков постов в запретной зоне не установлены разграничительные знаки, установленные на опорах таким образом, чтобы хорошо были видны нарядам и не просматривались посторонними лицами с внешней стороны запретной зоны;- в нарушение п. 128-146 Правил, п.п. «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам на КПП для автомобильного транспорта, не оборудована досмотровая площадка;- в нарушение п. 116 Правил, вход на КПП не оборудован металлической дверью со смотровым глазком и переговорным устройством;- в нарушение п.п. «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам и п. 136-137 Правил на контрольно-пропускном пункте для автомобильного транспорта и на подъездах к нему не установлены следующие указательные знаки: на расстоянии не менее 100 м. от основных ворот с правой стороны или над дорогой дорожный запрещающий знак «Обгон запрещен» и дорожный знак приоритета «Движение без остановки запрещено»; на расстоянии не менее 50 м. от основных ворот с правой стороны или над дорогой дорожный знак «Ограничение максимальной скорости», запрещающий движение со скоростью более 5 километров в час. Перед досмотровой площадкой с правой стороны или над дорогой дорожный запрещающий знак «Контроль»;- в нарушение п.п. «а», «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам не установлены средства тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге) с выводом на автономные извещатели на контрольно-пропускном пункте для прохода людей;- в нарушение требований п.п. «а», п. 4, Приложения № 1 к Правилам и п. 176-185 Правил не оборудована периметральная охранная сигнализация (количество рубежей 1);- в нарушение п.п. «б», «в», «г» п. 8 Приложения № 1 к Правилам система охранная телевизионная не охватывает весь периметр территории и его наиболее уязвимые части, и не отвечает требованиям п. 227-240 Правил;- в нарушение п. 247-258 Правил на территории недостаточное охранное освещение;- в нарушение п.п. «б» п. 9 Приложения № 1 к Правилам, п.п. 261 - 264 Правил объект не оборудован системой звукового оповещения;- в нарушение п. 260 Правил на объекте не разработан план оповещения.Предписанием от 04.06.2019 года предоставлен срок для устранения выявленных нарушений до 04.06.2020 года. Прокуратурой района 11.10.2021 года за № 27-1-2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.Как следует из ответов исполняющего обязанности генерального директора ГУП Республики Тыва «УК ТЭК 4» ФИО7 от 09.03.2022, 21.10.2022 года на требование заместителя прокурора Барун-Хемчикского района по Республике Тыва у ГУП РТ «УК ТЭК 4» имеется действующий паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса «Котельная г. Ак-Довурак» от 2015 года и ведется процедура актуализации паспорта безопасности. Котельная в г. Ак Довурак, эксплуатируемая ГУП РТ «УК ТЭК 4», включена в перечень объектов ТЭК республики, подлежащих категорированию. Ранее проведено категорирование с включением в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, формируемый Минэнерго России: объект-котельная в г. Ак-Довурак; категория опасности - низкая. Во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256- «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» на котельной в г.Ак- Довурак функционирует и выдерживается специализированный пропускной режим, на территории котельной действуют охранный пост с кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны ОВО при МВД по Республике Тыва, обеспечивается видеонаблюдение территорий котельной и цехов, обеспечивается резервирование по электроснабжению. Для обеспечения физической защиты эксплуатируемой котельной в г. Ак-Довурак заключен договор с частной охранной организацией ООО ЧОО «ТЭК». Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва проведена плановая выездная проверка в июне 2019 г., внеплановая выездная проверка в июне 2021 г. по котельной в г. Ак-Довурак, по итогам которых сформированы акты проверки с выявленными нарушениями. ГУП РТ «УК ТЭК 4» обеспечивается устранение выявленных нарушений с учетом реального финансового положения предприятия, в том числе обеспечивается актуализация паспорта безопасности котельной в г. Ак-Довураке с согласованием подготовленных материалов (акт обследования, акт категорирования).Согласно акту проверки от 20.01.2023 года следует, что нарушения ГУП РТ «УК ТЭК 4» до настоящего времени не устранены. Стороной ответчика представлен паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса котельной г. Ак-Довурак, утв. Директором ГУП РТ «Ак-Довуракэнерго».Из письма Департамента экономической безопасности в ТЭК от 06.06.2023 г. следует, что в качестве представителя Минэнерго России участие в работе межведомственной комиссии примет договор Красноярского филиала ФГБОУ «РЭА» Минэнерго России, в целях организации работы просят своевременно информировать о дате, времени и месте работы межведомственной комиссии. Одновременно сообщается, что в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и п. 26 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458, п. 23 требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 №993, один экз. акта обследования и копия паспорта безопасности объекта ТЭК направляются в Минэнерго России. Вместе с тем, представленный паспорт безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, потому как не представлено доказательств, подтверждающих актуализацию, категорирование котельной. Таким образом, судом установлено в нарушение требований действующего законодательства, что ответчиком не принимаются меры по обеспечению безопасности топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов, а именно котельной г. Ак-Довурак, что в свою очередь может привести к угрозе жизни и здоровья граждан, повреждения их имущества. При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором Барун-Хемчикского района ФИО11 требования об обязании провести работы по категорированию котельной ГУП РТ « УК ТЭК-4» в г. Ак-Довураке и актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК обоснованными и подлежащими удовлетворению.При таких данных, с учетом мнения участников дела, суд устанавливает ответчику два месяца для исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу, так как считает разумным данный срок для устранения указанных недостатков.На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:исковые требования прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва ФИО8-Б.Б. в публичных интересах к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» о возложении обязанности утвердить и согласовать паспорт объекта котельной, удовлетворить.Возложить обязанность на Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по категорированию котельной Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4» по адресу: <адрес> и актуализации паспорта безопасности.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.Мотивированное решение изготовлено- 6 июля 2023 года. Судья Л.Н. ПетренкоКопия верна, судья: Л.Н. Петренко |