Дело №
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2023 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения специального права, т.е. права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год.
ФИО1 в лице представителя по доверенности - адвоката ФИО3 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил отменить указанное постановление и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств события административного правонарушения и отсутствием состава административного правонарушения.
Свою жалобу заявитель также обосновал тем, что он не был извещен о дате судебного заседания, обжалуемое постановление было вынесено в его отсутствие и ему не направлялось. Таким образом, постановление является незаконным и необоснованным, вынесенным с грубыми нарушениями процессуального законодательства.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, просил ее удовлетворить и отменить постановление по делу об административном правонарушении.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как установлено в судебном заседании постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения специального права, т.е. права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год.
Согласно постановлению мирового судьи вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, схемой места административного правонарушения, видеозаписью, сведениями о привлечении к административной ответственности и иными материалами административного дела.
Исходя из положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Кроме того согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 52 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из содержания постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Согласно имеющемуся в материалах дела определению мирового судьи, судебное заседание по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, было отложено на ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 минут.
При этом, сведения о надлежащем извещении ФИО1 либо его представителя по доверенности, свидетельствующие, в частности, о направлении указанным лицам повестки с указанием даты и времени судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела отсутствуют.
Более того, несмотря на наличие в протоколе об административном правонарушении указания на согласие ФИО1 на извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении посредством СМС-сообщений, подписанного собственноручно последним, доказательств надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела посредством СМС-сообщения материалы дела также не содержат.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, права на защиту.
Исходя из положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ праву лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать в судебном заседании корреспондирует обязанность суда предоставить указанному лицу такую возможность.
Таким образом, несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте судебного заседания, дело было рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Указанное является нарушением права на защиту и существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, который составляет три месяца со дня совершения правонарушения, истек, суд прекращает производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Учитывая, что обжалуемое постановление подлежит безусловной отмене, а производство по делу - прекращению по вышеуказанным основаниям, суд не дает оценки другим доводам заявителя.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП - отменить.
Прекратить производство по делу в отношении ФИО1 по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: ФИО2