31RS0022-01-2022-004313-59 2-2362/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2022 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Саламатовой Т.П.,
при секретаре Ханановой А.А.,
с участием представителя истца Бондаренко И.В., ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода Ядута А.И., третьего лица МКУ УКС администрации г. Белгорода Кравченко А.В., МКУ «Белгорблагоустройство» Приходько Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации г. Белгорода о возложении обязанности,
установил:
заместитель прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений, просит возложить на Департамент городского хозяйства администрации г. Белгорода обязанность устранить дефекты проезжей части в районе строения №<адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Возложить на Департамент городского хозяйства администрации. Белгорода обязанность обустроить тротуар в районе строения №<адрес>
в г. Белгороде.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Белгорода проведена проверка по коллективному обращению А.К. и других жителей домов улицы <адрес> о нарушениях требований законодательства при благоустройстве дороги общего пользования, которой установлено, что в нарушение требований с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в районе д. <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины, просадки, проломы, коли и иные повреждения.
Наличие дефектов проезжей части негативным образом влияет на безопасность дорожного движения и создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних.
Согласно постановлению администрации города Белгорода от 07.08.2013 №181 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «города Белгород» автомобильная дорога по улице <адрес> г. Белгород находится в ведении администрации г. Белгорода.
В администрацию г. Белгород в течение последних лет неоднократно поступали обращения жителей ул. Маяковского по вышеуказанным вопросам. При этом до настоящего времени конкретных действий для решения социально-значимой проблемы заявителей не принято.
Нарушение требований Федерального законодательства администрацией г. Белгорода по обеспечению дорожной безопасности и содержанию автомобильных дорог в границах округа создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении, которые гарантированы государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представителя истца Бондаренко И.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Ядута А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что департамент добровольно исполнил требования прокуратуры в процессе рассмотрения дела в суде. Полагал, что требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего МКУ УКС администрации г. Белгорода Кравченко А.В. в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку все замечания и нарушения на дату рассмотрения спора устранены.
Представитель третьего лица МКУ «Белгорблагоустройство» Приходько Е.О. также считала требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав представителей по делу, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 3, 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основополагающими задачами по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Исходя из ст. 3 Закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, приоритет жизни и здоровья граждан,участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 9 Устава городского округа «Города Белгород», принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 №197, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, определенные ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с п. 13 «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1990 «О правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Проведенной проверкой прокуратурой города было установлено, что в нарушение требований с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в районе д. <адрес> покрытие проезжей части имеет выбоины, просадки, проломы, коли и иные повреждения.
Наличие дефектов проезжей части негативным образом влияет на безопасность дорожного движения и создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних.
Согласно постановлению администрации города Белгорода от 07.08.2013 №181 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «города Белгород» автомобильная дорога по улице <адрес> г. Белгород находится в ведении администрации г. Белгорода.
В администрацию г. Белгород в течение последних лет неоднократно поступали обращения жителей ул. <адрес> по вышеуказанным вопросам. При этом до настоящего времени конкретных действий для решения социально-значимой проблемы заявителей не принято.
Нарушение требований Федерального законодательства администрацией г. Белгорода по обеспечению дорожной безопасности и содержанию автомобильных дорог в границах округа создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении, которые гарантированы государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Из акта осмотра дорожного покрытия на дворовой территории по ул. <адрес> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ между МКУ УКС администрации г. Белгорода и ООО «А.» заключен муниципальный контракт №№ от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение подрядных работ по объекту: «Ремонт межквартальных проездов в г. Белгороде (ремонт проезда в районе дома <адрес>). Акт о приемке выполненных работ в стадии оформления подрядной организацией.
В рамках вышеуказанного контракта были выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия проезда, тротуара с устройством водоотводного лотка на дворовой территории по ул. <адрес> В подтверждение выполненных работ представлена фототаблица на 8 листах.
Принимая во внимание устранение ответчиком допущенных нарушений в ходе рассмотрения по делу, обращение в суд было обоснованным, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования без приведения решения суда к исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Белгорода (ИНН №) в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации г. Белгорода (ИНН №) о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Департамент городского хозяйства администрации г. Белгорода обязанность устранить дефекты проезжей части в районе строения №<адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Возложить на Департамент городского хозяйства администрации г. Белгорода обязанность обустроить тротуар в районе строения <адрес>.
Решение суда не приводить в исполнение как добровольно исполненное.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья -
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2022 года