Дело № 2-411/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2019 года г.Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к исполнительному комитету Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, Палате земельных и имущественных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, указывая на то, что ее бабушка ФИО5 проживала в <адрес>. С течением времени дом бабушки стал ветхим и непригодным к проживанию в нем. Бабушка попросила помощи у ответчика. Органом местного самоуправления ей было предложено переселиться по адресу: <адрес>. В указанном доме никто не проживал и не был зарегистрирован. В 1990 году бабушка истца переехала по новому адресу и проживала там по день смерти. После смерти бабушки - с мая 1996 года истец владеет этим имуществом открыто. Постоянно ремонтирует дом, содержит прилегающую территорию в надлежащем виде. В течение всего срока владения недвижимым имуществом каких-либо правопритязаний и материального интереса относительно жилого дома и земельного участка бывшие собственники, а также другие лица не заявляли.
Определением суда к участию в деле привлечена в качестве соответчика Палата земельных и имущественных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – исполнительного комитета Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - Палаты земельных и имущественных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан РТ в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании истца, опросив свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> РТ, зарегистрирована и проживает по адресу: РТ, <адрес>.
По утверждению истца, ее бабушка ФИО5 проживала в <адрес> <адрес>. С течением времени дом бабушки стал ветхим и непригодным к проживанию в нем. Бабушка попросила помощи у органа местного самоуправления. Ответчиком ей было предложено переселиться по адресу: <адрес>. В указанном доме никто не проживал и не был зарегистрирован. В 1990 году бабушка истца переехала по указанному адресу и проживала там по день смерти.
Бабушка истца – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что с мая 1996 года пользуется указанными земельным участком и жилым домом как своим имуществом, истец ФИО1 решила узаконить их в собственность.
Между тем, земельный участок общей площадью 416 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО6 на праве постоянного бессрочного пользования собственности, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, выданной главой Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ (л.д. 29).
Из справки № от 10 августа 2019 года, выданной главой Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ следует, что ФИО6, умершему ДД.ММ.ГГГГ, постоянно по день смерти принадлежал одноэтажный бревенчатый жилой дом, 1958 года постройки, общей площадью 16,6 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д. 30). Данное обстоятельство также подтверждается копией похозяйственной книги, согласно которой главой семьи значился ФИО6, членом семьи являлась его жена ФИО7, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35).
Индивидуальные характеристики данного жилого дома указаны в техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-28). Согласно заключению рыночная стоимость спорного жилого дома составляет 41700 рублей (л.л. 7-22).
Из справки № от 14 августа 2019 года, выданной главой Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ следует, что ФИО1 временно с 2005 года по настоящее время проживает по адресу: РТ, <адрес>, ведет хозяйство, ухаживает за домом, сажает огород (л.д. 31).
Из письменных показаний ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 проживала по адресу: <адрес> вела небольшое хозяйство. Ее внучка ФИО1 постоянно приезжала, помогала ей. В 1990 году ФИО5 переселилась в <адрес>, в котором никто не жил. После ее смерти с 1996 года по настоящее время за домом смотрит истец (л.д. 32).
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что с течением времени дом ФИО5 стал ветхим и непригодным к проживанию в нем. Сельсовет дал ей разрешение на проживание по адресу: <адрес>. Этот дом раньше принадлежал Шавалиевым. После их смерти никто наследство не принимал, детей у них не было. Сейчас за домом ухаживает истица, она приезжает туда.
Исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом ФИО1 право собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, порядке приобретательной давности. Временное владение жилым домом, принадлежавшим умершим Шавалиевым, содержание дома не могут служить основанием для признания за истцом права собственности на спорный жилой дом в силу приобретательной давности, тем более истец постоянно проживает и имеет регистрацию по адресу: РТ, <адрес>. Указанные истцом обстоятельства, а именно о том, что она пользуется домом, производит ремонт дома, при этом третьи лица в течение длительного периода времени не интересовались судьбой жилого дома, не пользовались им, не несли бремя содержания имущества, не могут быть приняты в качестве достоверных доказательств, подтверждающих совокупность добросовестного и непрерывного владения спорным имуществом. Согласно справке Совета Усалинского сельского поселения, спорный объект недвижимости предоставлен истцу для временного проживания с 2005 года. В связи с этим истец ФИО1 владела и пользовалась спорным имуществом и не могла не знать об отсутствии оснований возникновения у нее при этом права собственности. Более того, действующее земельное законодательство Российской Федерации не признает в качестве основания для приобретения права собственности на земельный участок приобретательную давность, регламентированную ст. 234 ГК РФ. С учетом вышеизложенного, вышеприведенные обстоятельства и законоположения исключают правомерность возникновения у ФИО1 права на земельный участок в порядке приобретательной давности. Использование земельного участка, как утверждает истец, более 15 лет, само по себе не создает оснований для признания права собственности в порядке приобретательной давности, поскольку земельные участки приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Право собственности на жилой дом, исключительно производно от прав на земельный участок. Другие доказательства суду не предоставлены. Иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к исполнительному комитету Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Палате земельных и имущественных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья