Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-124/2024 ~ М-115/2024 от 09.01.2024

Дело №2-124/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Покровск                                   19 февраля 2024 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сыроватской О.И., единолично,

с участием старшего помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Дохунаевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Дьяконовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хангаласского района РС(Я) Ноговицына А.К. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Качикатский наслег» о возложении обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке от рыхлого снега, снежного наката, устранению зимней скользкости, грейдированию и подсыпке противоскользящими средствами на протяжении улица Киприянова с д.1 до д.26 с. Качикатцы на проезжей части грунтового и асфальтобетонного покрытия и обочинах,

установил:

    

Прокурор Хангаласского района РС(Я) Ноговицын А.К. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хангаласский районный суд РС(Я) с вышеуказанным иском к администрации МО «Качикатский наслег».

В обоснование своих заявленных исковых требований прокурор указал на то, что для прокуратурой Хангаласского района с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД РФ по Хангаласского района РС(Я) проведена проверка исполнения федерального законодательства о дорожной деятельности на дорогах местного значения с.Качикатцы. Проверкой установлено, что в нарушение п.8.1, 8.2, 8.3 ГОСТ 50597-2017 на протяженности улицы Киприянова с д.1 до д.26 с. Качикатцы на проезжей части грунтового и асфальтобетонного покрытия и обочинах присутствует рыхлый снег, уплотненный снежный накат, зимняя скользкость, отсутствует грейдирование, отсутствует подсыпка противоскользящими средствами. Допущенные нарушения норм законодательства о дорожной деятельности стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками администрации ответчика. Таким образом, администрацией ответчика не приняты должные меры к обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах с. Качикатцы. При допущенных нарушениях создается угроза для жизни и здоровья неограниченного круга участников дорожного движения, что является недопустимым. Просит возложить на администрацию ответчика обязанность провести мероприятия по очистке от рыхлого снега, снежного наката, устранению зимней скользкости, грейдированию и подсыпке противоскользящими средствами на протяжении улица Киприянова с д.1 до д.26 с. Качикатцы на проезжей части грунтового и асфальтобетонного покрытия и обочинах в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание, будучи должным образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явились представитель ответчика администрации МО «Качикатский наслег», о причинах своей неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судом в РФ» порядке на официальном сайте Хангаласского районного суда РС(Я).

Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Хангаласского района РС(Я) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, и ссылаясь на те же доводы просит иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ-196) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.2 и п.4 ч.1 ст.6 ФЗ-196, полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 6,12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.
постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу ст.12 ФЗ-196, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту ФЗ-131), к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Из изложенного следует, что администрация МО «Качикатский наслег» - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования сельского поселения с.Качикатцы Хангаласского района РС(Я), должна, в частности, осуществлять деятельность по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта этого поселения.

Административным же центром указанного сельского поселения является, с.Качикатцы Хангаласского района РС(Я), а поэтому обязанность ответчика администрации МО «Качикатский наслег» по осуществлению дорожной деятельности распространяется и на автомобильные дороги местного значения, находящиеся в с. Качикатцы Хангаласского района РС(Я).

К автомобильным дорогам местного значения, находящимся в с.Качикатцы относится, в том числе и автомобильная дорога, расположенная по адресу: ул.Киприянова, что фактически стороной ответчика не оспаривается.

В силу п.8.1, 8.2, 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт РФ, Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог.

Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.

Обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины. Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.

Таким образом, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, обязанность содержания дорог, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, возлагается на орган местного самоуправления МО «Качикатский наслег», т.е. на его исполнительно-распорядительный орган - администрацию МО «Качикатский наслег».

Как следует из материалов дела, 27.12.2023г. ОГИБДД ОМВД РФ по Хангаласскому району проведено выездное обследование улично-дорожной сети с. Качикатцы Хангаласского района РС(Я) на предмет соблюдения исполнения муниципальными образованиями законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно соответствия транспортно-эксплуатационного состояния проезжей части дорог и улиц требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 51256-2018, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004, "Национальный стандарт РФ, Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия обследования были выявлены недостатки дорожного покрытия дорог и улиц (асфальтобетонного и грунтового дорожного покрытия), а именно:

- на протяженности улицы Киприянова с д.1 до д.26 с.Качикатцы на проезжей части и обочинах грунтового покрытия присутствует рыхлый снег, уплотненный снежный накат, зимняя скользкость, отсутствует грейдирование (очистка дорог), отсутствует подсыпка противоскользящими средствами.

Данное обстоятельство, подтверждается требованием заместителя прокурора Хангаласского района от 01.11.2023г., решением о проведении проверки заместителя прокурора Хангаласского района от 08.12.2023г. №005-73, план-заданием на проведение контрольно-надзорного мероприятия в области безопасности дорожного движения без взаимодействия с контролируемым лицом ОГИБДД ОМВД РФ по Хангаласского района от 27.12.2023г. №1, актом выездного обследования ОГИБДД ОМВД РФ по Хангаласскому району от 27.12.2023г., протоколом осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 27.12.2023г. №1.

По выявленным нарушениям прокуратурой Хангаласского района РС(Я) 29.12.2023г. в адрес главы МО «Качикатский наслег» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором содержалось требование: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителей прокуратуры Хангаласского района РС(Я) и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также их причин и условий, им способствовавших; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц виновных в допущенных нарушениях закона.

Вместе с тем, получив представление заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) об устранении нарушений федерального законодательства, ответчиком администрацией МО «Качикатский наслег» в нарушение вышеуказанных требований закона, в установленный срок, нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, выявленные в ходе проверки от 27.12.2023г. не были устранены в полной объеме.

Ответчиком до настоящего времени не предприняты должные меры по устранению выявленных нарушений безопасности дорожного движения в частности нарушения, выявленные по ул. Киприянова с д.1 до д.26 с. Качикатцы.

Доказательств подтверждающих, что указанный участок автомобильной дороги включен в план работ на 2024гг., что заключены контракты и договоры на очистку указанного участка дороги, что выделены бюджетные средства на выполнение указанных работ, стороной ответчика в нарушение ст.57 ГПК РФ суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в течение продолжительного времени и до настоящего времени своевременно и надлежащим образом возложенные на него законом обязанности не исполняются.

Так, должных и своевременных мер по очистке от рыхлого снега, снежного наката, устранению зимней скользкости, грейдированию и подсыпке противоскользящими средствами на протяжении улица Киприянова с д.1 до д.26 с.Качикатцы на проезжей части грунтового и асфальтобетонного покрытия и обочинах, не предпринято.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика и о формальном подходе администрации МО «Качикатский наслег» к исполнению возложенных на них законом обязанностей, поскольку указанные работы и меры, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в границах населенного пункта, должны быть приняты и проведены своевременно, т.е. в установленные п.8.1 ГОСТ 50597-2017 сроки.

Ответчиком - администрацией МО «Качикатский наслег», суду не представило каких-либо допустимых, относимых и достоверных доказательств, в подтверждение законности своих действий (бездействий) либо надлежащего исполнения возложенных законом обязанностей.

В результате не исполнения ответчиком возложенных на них законом обязанностей, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу безопасности дорожного движения, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц. Кроме того, учитывая климатические особенности региона, необеспечение объектов надлежащим обслуживанием может повлечь необратимые последствия, возникновение аварий и нарушение прав граждан на безопасное дорожное движение, повлечь причинение вреда здоровью и жизни граждан, имуществу граждан и организаций.

То обстоятельство, что в бюджете администрации МО «Качикатский наслег» отсутствуют денежных средств для устранения выявленных нарушений, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, данный вопрос может быть разрешен в порядке исполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах, учитывая названные нормы права, в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, а также в целях устранения допущенных нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, суд признает, что заявленные исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что указанные действия могут быть произведены только ответчиком, суд считает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда. Учитывая, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы, суд приходит к выводу об установлении разумного срока для исполнения решения суда –в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, суд признает, что необоснованное увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░(░) ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░ ░.26 ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░ ░.26 ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»: ░░░ 1431009120, ░░░ 143101001, ░░░░ 1061431000311.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

-

-

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.02.2024░.

2-124/2024 ~ М-115/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хангаласского района
Ответчики
Администрация МО "Качикатский наслег"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Сыроватская Ольга Иннокентьевна
Дело на сайте суда
pokrovsk--jak.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее