РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2024 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковой М.С.,
с участием
представителя истца – помощника прокурора города Донского Тульской области Теняковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-497/2024 по исковому заявлению прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» о понуждении приобрести спортивный инвентарь для занятия физической культурой,
установил:
прокурор города Донского Тульской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» о понуждении приобрести спортивный инвентарь для занятия физической культурой.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Донского Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства о физической культуре и спорте, об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждена основная образовательная программа начального общего образования, которая включает в себя предмет «Физическая культура». Кроме того, программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура», которая включает игровую деятельность, а именно игры баскетбол, волейбол. Вместе с тем, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» отсутствует необходимое материально техническое обеспечение для выполнения рабочей программы начального общего образования учебного предмета «Физическая культура», а именно отсутствуют 10 мячей: 5 для игры волейбол, 5 для игры баскетбол, что в свою очередь приводит к нарушению прав несовершеннолетних в сфере образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта. Ранее, по результатам проведенной проверки, прокуратурой города Донского Тульской области в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» внесено представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства, однако требования прокуратуры не исполнены. Недостаточность обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием образовательной организации препятствует выполнению учебной программы по физической культуре, в результате чего нарушается право несовершеннолетних на занятие физической культурой, а также ущемляются права не только, несовершеннолетних посещающих образовательную организацию, но и неопределенного круга лиц, на занятие физической культурой и спортом. Просит суд обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» приобрести спортивный инвентарь для занятия физической культурой, а именно 10 мячей: 5 для игры волейбол, 5 для игры в баскетбол в срок до 31.10.2024.
Представитель истца – помощник прокурора города Донского Тульской области Тенякова А.А. в судебном заседании поддержала требования искового заявления в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство представителя ответчика с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, заявленные исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав представителя истца – помощника прокурора города Донского Тульской области Тенякову А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273).
Согласно ст. 2 ФЗ-273 федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии со ст. 11 ФЗ-273 федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя, в том числе, требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.
Как следует из ст. 28 ФЗ-273 образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности:
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Согласно п. 2 ст. 34 ФЗ-273 обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Школьный спорт - часть детско-юношеского спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях (п.31 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах: 1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; 2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; 3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта; 4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта; 5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями); 6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; 7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта; 8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите; 9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями; 10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам; 11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Здоровье, согласно ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Основными принципами охраны здоровья, согласно ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Так, прокуратурой города Донского Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства о физической культуре и спорте, об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», расположенном по адресу: <адрес>.
Установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждена основная образовательная программа начального общего образования, которая включает в себя предмет «Физическая культура». Кроме того, программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура», которая включает игровую деятельность, а именно игры баскетбол, волейбол.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», отсутствует необходимое материально техническое обеспечение для выполнения рабочей программы начального общего образования учебного предмета «Физическая культура», а именно отсутствуют 10 мячей: 5 для игры волейбол, 5 для игры баскетбол, что в свою очередь приводит к нарушению прав несовершеннолетних в сфере образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта.
Ранее, по результатам проведенной проверки, прокуратурой города в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» внесено представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства, однако требования прокуратуры не исполнены.
Доказательств обратного представителем ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», суду не представлено.
Недостаточность обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием образовательной организации препятствует выполнению учебной программы по физической культуре, в результате чего нарушается право несовершеннолетних на занятие физической культурой, а также ущемляются права не только, несовершеннолетних посещающих образовательную организацию но и неопределенного круга лиц, на занятие физической культурой и спортом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истца, обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» приобрести спортивный инвентарь для занятия физической культурой, а именно 10 мячей: 5 для игры волейбол, 5 для игры в баскетбол в срок до 31.10.2024. Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для совершения перечисленных действий.
Руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №5» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ 10 ░░░░░: 5 ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, 5 ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.10.2024.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.04.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░