Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-46/2023 от 20.01.2023

Дело №12-46/2023

УИД 76RSOO13-01 -2023-000167-31

РЕШЕНИЕ

г.Рыбинск                                                                                                     24 марта 2023 г.

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Коновалова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Белова Дмитрия Анатольевича по доверенности Шкиньковой Е.А. на постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО1. от 10.01.2023 №10.2-Пс/0173-212-81пл-2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО1. от 10.01.2023 №10.2-Пс/0173-212-81пл-2022 главный энергетик АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» Белов Д.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», п. 7 п.п. «е» Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2000 №878, общие данные проекта «Газопровод высокого давления т ГРП №3 (Шекснинское шоссе) до ДКС стенда КЗИ», 063-12-ГСН, лист 1, п. 17, пп. «е», пп. «ж» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ ют 29.10.2010 №870.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Шкинькова Е.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление. В обоснование требований указано, что ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ не устанавливает требования к охранным зонам газопроводов. АО «ОДК-ГТ» эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления ОИС» per. №A18-03731-0013, требования    Правил    охраны    газораспределительных    сетей,    утв.    Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 не применимы к деятельности АО «ОДК-ГТ».

Проектной документацией на газопровод установлена охранная зона - 2,0 м с каждой стороны газопровода. Однако в проекте нет указаний по содержанию охранной зоны, аналогичных п. 7 п.п. «е» Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 (не распространяющихся на объект «Сеть газопотребления ОИС»).

Замечаний к содержанию собственно установленной проектом охранной зоны, нарушений применимых к эксплуатируемому АО «ОДК-ГТ» объекту «Сеть газопотребления ОИС» per. №A18-03731-0013 требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и назопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531, проверяющими не выявлено.     Соответственно,     все     мероприятия,     предусмотренные     применимыми требованиями промышленной безопасности в части мониторинга и технического обслуживания, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, выполняются. Техническое обслуживание данного участка газопровода, включая проверку состояния охранных зон, ведет ОАО «Рыбинскназсервис» на основании договора №221/то от 14.09.2021.

В рамках данных мероприятий наличие молодого подлеска на соседнем земельном участке (толщина крупнейшего из данных «деревьев» менее человеческой руки) не могло привести к падению данного дерева и повреждению газопровода. С целью развития культуры безопасности АО «ОДК-ГТ» заросли кустарников и молодой поросли деревьев ликвидированы во время проведения проверки, что отражено в акте проверки.

Балансодержателем наружного стального распределительного газопровода высокого давления и ГРП-3, в который произведена врезка газопровода опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ОИС», per. №A18-03731-0013, является департамент недвижимости городского округа г. Рыбинск, а эксплуатацию и, техническое обслуживание ведет АО «Рыбинскгазсервис». На основании договора №221/то от 14.09.2021 АО «Рыбинскгазсервис» ведет техническое обслуживание участка газопровода высокого давления от упомянутой точки врезки до ПГБ на территории АО «ОДК-ГТ». Не обосновано привлечение АО «ОДК-ГТ» в качестве ответственного за наличие знаков у сооружений и технических устройств, находящихся в эксплуатационной ответственности других юридических лиц.

Замечание в виде «при эксплуатации надземного газопровода высокого давления от ДКС отсутствует габаритный знак в месте проезда автотранспорта» устранено в ходе проверки Ростехнадзора в рамках развития культуры безопасности предприятия. Однако знак не предусмотрен проектной документацией, в данном месте отсутствует движение автотранспорта.

С нарушением по необеспечению безопасной эксплуатации газопроводов, а именно не заделано пространство между газопроводом и футляром на всю его длину в здании «Испытательного стенда» - Сеть газопотребления», II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013, не согласны. Поскольку указанный в акте и прилагаемом фотоматериале футляр газопровода находится на высоте нескольких метров от земли, осмотр, фотографирование произведено с земли с использованием функции увеличения. Надлежащий осмотр футляра и его заделки на уровне его расположения проверяющими Ростехнадзора произведен не был. Содержание футляра и его состояние с земли не просматривается, поэтому фотоприложение не может свидетельствовать о каком-либо нарушении. Также в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» от 15.12.2020 №531 не имеется требований по нормам заполнения и заделки футляров. Заделка данного футляра произведена в рамках строительства и ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с требованиями применимых государственных нормативных документов, о чем свидетельствуют Акты освидетельствования скрытых работ №02-05 от 29.05.2014, №22-02 от 22.02.2015 и Разрешение на ввод в объекта в эксплуатацию от 11.06.2015 №76-RU76303000-20-2015.

На приложенных к акту фотоматериалах отсутствуют следы коррозии на наружном газопроводе - виднеются лишь потемнения и неровности лакокрасочного покрытия. Имеющиеся неровности краски вызваны тем, что в рамках технического обслуживания и планового предупредительного ремонта АО «ОДК-ГТ» был произведен осмотр, зачистка поврежденных участков покрытия (окраски) и восстановление. Участки изоляционного слоя, имеющие неровности - шероховатости, повторяют рельефом отслоившиеся участка ранее поврежденного лакокрасочного покрытия. При этом само изоляционное покрытие восстановлено, не нарушено и обеспечивает защиту газопровода от коррозии. Потемнение на отдельных участках (пигментация) вызвана свойствами лакокрасочного покрытия -оно имеет матовый цвет, шероховатую структуру. Вследствие чего участки газопровода, где задерживается дождевая влага (нижняя часть газопровода, неровные участки покрытия), начиняет изменять цвет из-за примесей, содержащихся в атмосферной влаге.

Указанные в постановлении нарушения не обоснованы и непосредственная прямая угроза для жизни и здоровья людей при эксплуатации технических устройств ОПО «Сеть газопотребления АО «ОДК-ГТ» исключена. Все указанные нарушения устранены еще в ходе проверки, о чем имеется соответствующая запись в акте проверки от 27.12.2022.

Защитник. Шкинькова Е.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью первой статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами, условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Субъектами административного правонарушения являются, в том числе и должностные лица.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ является формальным, ответственность наступает независимо от причинения какого-либо вреда.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст.З ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ требования промышленной безопасности -условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» закреплен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора ФИО2. от 11.11.2022 №Р-212-81-рш «Решение о проведении плановой выездной проверки» в период с 14 декабря 2022 г. по 27 декабря 2022 г. в отношении АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» проведена проверка по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте: «Сеть газопотребления ОИС», per. №А18-03731-0013, II класс опасности, по адресу: 152914, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Толбухина, д. 16.

В ходе данной проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, отраженные в соответствующем акте от 27.12.2022, в частности:

-в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 7 п.п. «е» Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2000 №878; общие данные проекта «Газопровод высокого давления т ГРП №3 (Шекснинское шоссе) до ДКС стенда КЗИ», 063-12-ГСН, лист 1 - при эксплуатации АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ОИС», per. №A18-03731-0013, II класс опасности, по адресу: 152914, Ярославская область, Рыбинский район, город Рыбинск, улица Толбухина, д. 16 не соблюдаются расстояние от надземных участков газопровода (надземный газопровод Дн 325 мм возле «Восточной проходной» АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» до деревьев (менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации);

-в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», п. 17 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870; общие данные проекта «Газопровод высокого давления т ГРП №3 (Шекснинское шоссе) до ДКС стенда КЗИ», 063-12-ГСН, лист 1 - при эксплуатации АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ОИС», per. №A18-03731-0013, II класс опасности, по адресу: 152914, Ярославская область, Рыбинский район, город Рыбинск, улица Толбухина, д. 16 не соблюдаются для обнаружения трасс газопроводов маркировка (для подземных газопроводов - с помощью опознавательных знаков, содержащих информацию о диаметре газопровода, давлении газа в нем, глубине залегания газопровода, материале труб, расстоянии до газопровода, телефонных номерах аварийно-спасательной службы организации, эксплуатирующей этот участок газопровода, и другие сведения) - отсутствует опознавательный знак в месте присоединения «Сети газопотребления ОИС» к соответствующему газопроводу;

- в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. ж п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 - при эксплуатации надземного газопровода высокого давления от ДКС отсутствует габаритный знак в месте проезда автотранспорта;

-в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопоттребления» от 15.12.2020 №531 не обеспечена безопасная эксплуатация газопроводов, а именно не заделано пространство между газопроводом и футляром на всю его длину в здании «Испытательного стенда» - Сеть газопотребления», II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013;

- в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531; пп. «е» п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 - при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - «Сеть газопотребления», II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013, не обеспечены мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод), а именно: присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода расположенного на ППГ (ДКС).УИС;

-в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531; пп. «е» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределении и газопотрбления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 -при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - «Сеть газопотребления», II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013, не обеспечены мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод), а именно: присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода расположенного на ППГ (ДКС) УИС.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Доводы о неприменении Правил охраны газораспределительных сетей, нахождении наружного газорапределительного газопровода на балансе иной организации, отсутствии требований об установлении знака на эстакаде в проектной документации, ненадлежащий осмотр футляра и его заделки; отсутствии следы коррозии на наружном газопроводе суд полагает необоснованными. Особенностью функционирования опасных производственных объектов является строгое соблюдение требований безопасности; отклонение от указанных требований свидетельствует о нарушении правил промышленной безопасности. Кроме того, данные доводы оценены должностным лицом надзорного органа. Обстоятельства устранения выявленных нарушений в ходе проверки не свидетельствуют об отсутствии события правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, основано на материалах дела, мотивировано. Вывод должностного лица о виновности Белова Д.А. в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, подробно изложенных в постановлении.

Вместе с тем, считаю, что имеются основания для изменения принятого по делу постановления должностного в части назначенного Белова Д.А. наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев^ предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4" КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Поскольку Беловым Д.А. административное правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля, вред здоровью и жизни людей правонарушением не причинен и угроза причинения такого вреда не возникла, правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ не указано среди исключений предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, допущенные нарушения на момент рассмотрения настоящей жалобы устранены, то суд полагает возможным назначенное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

При таких обстоятельствах усматривается совокупность оснований для применения в настоящем случае положений-статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, назначенное Белову Д.А. наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. подлежит замене на предупреждение. В остальной части обжалуемое постановление изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО1. № 10.2-Пс/0173-212-81пл-2022 от 10.01.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении главного энергетика АО «ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ» Белова Дмитрия Анатольевича изменить, в части назначения наказания, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                               Коновалова И.В.

12-46/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Белов Дмитрий Анатольевич
Другие
Шкинькова Елена Анатольевна
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Коновалова И.В.
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
rybinskygor--jrs.sudrf.ru
24.01.2023Материалы переданы в производство судье
25.01.2023Истребованы материалы
08.02.2023Поступили истребованные материалы
24.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.04.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
28.04.2023Вступило в законную силу
02.05.2023Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее