Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2022 ~ М-106/2022 от 07.06.2022

Дело № 2-101/2022

УИД 81RS0005-01-2022-000226-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Гайны                                                                                27 июля 2022 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П.,

при секретарях судебного заседания Колеговой Т.В., Исаевой А.А.,

с участием истца Мелехиной А.В.,

представителей ответчика администрации Гайнского муниципального округа Пермского края Базуевой Д.Н., Шкудова О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелехиной Анны Васильевны к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о взыскании денежных средств, затраченных на капитальный ремонт,

у с т а н о в и л :

Мелехина А.В. обратилась в Гайнский районный суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о взыскании расходов в размере <данные изъяты> руб. за произведенный капитальный ремонт кровли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> округ, <адрес> <адрес>, <адрес>, находящегося в собственности администрации Гайнского муниципального округа <адрес> членом семьи нанимателя которого она является по договору социального найма, поскольку ремонт произведен за свой счет.

В судебное заседание 27.07.2022г. истец, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебных заседаниях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что в доме по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, нанимателем которого является ее муж ФИО6 они проживают с 1995 года по договору социального найма, собственником дома является администрация Гайнского муниципального округа, за все это время капитальный ремонт не производился, деревянная кровля так же не ремонтировалась, находилась в ветхом состоянии, протекала, в связи с чем, она в 2013 году обратилась в администрацию с просьбой отремонтировать крышу, ответа не последовало, в 2015 году она обратилась с аналогичным заявлением, приезжала комиссия, составила акт о нуждаемости проведения капитального ремонта, замены кровли и фундамента, состояние жилого помещения оценено как ветхое, в третий раз она обратилась в 2019 году, никто не приезжал, в 2021 году комиссия составила повторный акт от 08.10.2021г. о том, что фундамент частично разрушен, требуется усиление фундамента с заменой нижних венцов, кровля деревянная, требуется замена, после этого, администрация ремонт не провела, поэтому они заменили крышу самостоятельно, после чего она обратилась в администрацию о возмещении расходов на капитальный ремонт кровли, в чем ей было отказано, в связи с чем, просит суд взыскать с администрации Гайнского муниципального округа Пермского края <данные изъяты>

26.07.2022г. истец представила уточненное исковое заявление, в котором указала, что на ремонт кровли было израсходовано 22 листа профнастила стоимостью <данные изъяты> руб. за один лист, конек в количестве 5 штук стоимостью <данные изъяты> руб. каждый, <данные изъяты> штуки саморезов стоимостью 3 рубля за одну штуку, всего на сумму <данные изъяты> рублей, на работу израсходовано <данные изъяты>, в связи с чем, просила взыскать с ответчика понесенные ей расходы на капитальный ремонт кровли в размере <данные изъяты> руб., кроме того, просила взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Представители ответчика администрации Гайнского муниципального округа, в судебном заседании поясняя, что жилой дом, 1996 года постройки, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> является муниципальной собственностью, не оспаривая факт нуждаемости в проведении капитального ремонта кровли, факт замены кровли и размер понесенных истцом расходов, не согласились с исковыми требованиями по мотиву отсутствия у ответчика на возмещение данных расходов денежных средств.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституционными основами регламентировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2, 17 Конституции РФ).

    Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.

Согласно действующему жилищному законодательству к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений, установленных ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

На основании п. 1.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе капитальный ремонт.

На основании ч. 2 ст. 681 ГК РФ обязанность по проведению капитального ремонта возложена на наймодателя и за его счет.

Аналогичная позиция законодателя отражена в специальной норме, содержащейся в ст. 65 ЖК РФ, определяющей перечень обязанностей                    наймодателя жилого помещения по договору социального найма, среди которой выделена обязанность – осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В соответствии с п.п. «д» п. 5 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр, в качестве пользователя жилым помещением по договору социального найма наниматель имеет право в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

С целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 г. были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственного контроля и надзора.

К работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда в соответствии с положениями Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (приложение № 8) относятся ремонтно-строительные работы по ремонту крыши работы, по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, утепление жилых зданий.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. (ред. от 27.07.2020) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым установлены требования, которым должно соответствовать жилое помещение, и порядок установления факта нуждаемости жилого помещения в проведении капитального ремонта.

В силу пункта 7 указанного Положения орган местного самоуправления в установленном им порядке создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, которая на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям (п. 42). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (п. 43). Процедура проведения оценки включает в себя, в том числе составление акта обследования помещения (п. 44). По результатам работы комиссия может, в числе прочих принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями (п. 47).

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") (Приложение № 3) установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия деревянных крыш – 50 лет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, является муниципальной собственностью, что не оспаривается ответчиком (л.д. 17).

Согласно копии паспорта Мелехиной Анны Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Согласно договору социального найма жилого помещения от 05.03.2021г. вышеуказанное жилое помещение было передано нанимателю ФИО6 и членам его семьи, в том числе Мелехиной А.В. в бессрочное владение и пользование.

Согласно п.п. «в» п. 2.2 договора от 05.03.2021г. наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (л.д. 9).

Согласно заключения от 17.02.2015г. состояние жилого помещения по вышеуказанному адресу оценивается как ветхое, рекомендуется капитальный ремонт (л.д.33).

Истец в судебном заседании пояснила, что с 1996 года капитальный ремонт кровли не производился, истец неоднократно обращалась в администрацию Иванчинского сельского поселения с заявлением о проведении капитального ремонта, в Гайнского муниципального округа с заявлением о возмещении расходов на капитальный ремонт, но оплата не произведена.

Оценка на предмет нуждаемости жилого помещения, в котором по договору социального найма проживает истец, в проведении капитального ремонта и соответствии (либо несоответствии) жилья требованиям, предъявляемым к жилому помещению, производилась комиссией администрации Иванчинского сельского поселения, Гайнского муниципального округа, что подтверждается актами обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), и от 08.10.2021г. (л.д.35), согласно которых капитальный ремонт не проводился, кровля деревянная, расслаивается, установлены протечки в отдельных местах, требуется ремонт фундамента стропильной конструкции, смена кровли.

В обосновании исковых требований истец указал, что поскольку комиссия из администрации установила, что требуется ремонт, который с момента постройки дома собственником не производился, ей были приобретены строительные материалы и за счет собственных денежных средств произведен ремонт кровли, что подтверждается представленными товарными чеками (л.д. 6) и расписками (л.д. 7-8), расход в количестве 22 листов профнастила подтверждается фотоматериалами, актом обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ., составленным комиссией администрации Гайнского муниципального округа Пермского края и не оспаривался ответчиком, как и стоимость стройматериалов.

У суда не вызывает сомнения тот факт, что по имеющемуся в материалах настоящего гражданского дела чеку, строительный материал был приобретен именно истцом. Стороной ответчика доказательств обратного суду представлено не было.

Необходимость проведения капитального ремонта обусловлена отсутствием проведения ремонта с момента ввода спорного жилого дома в эксплуатацию, что не оспаривалось ответчиком, что так же было установлено собственником жилого помещения по результатам его обследования, но последним законодательно установленная обязанность по проведению капитального ремонта исполнена не была.

Доводы ответчика о том, что в бюджете Гайнского муниципального округа не предусмотрено возмещения денежных средств нанимателю за проведение ремонта занимаемого им жилого помещения, суд считает несостоятельными на основании следующего.

Из буквального толкования Определения Верховного Суда № 56-КГПР13-8 от 19.11.2013 г., следует, что наймодатель по договору социального найма в силу закона обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Наниматель обязан лишь своевременно вносить плату за жилое помещение, оплачивать коммунальные платежи и производить текущий ремонт жилья. Капитальный же ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, равно как и осуществление надлежащей эксплуатации дома. Отсюда следует, что, если наймодатель, в данном случае - администрация, не осуществляет надлежащего ремонта, жилец вправе произвести его самостоятельно, поскольку имеет право на благоустроенное жилье. Соответственно, все расходы на ремонт оплачивает администрация, поскольку именно на ней, согласно закона, лежит обязанность по проведению капитального ремонта.

    На основании изложенного, установив, что каждое доказательство в отдельности является относимым, допустимым, достоверным, а их совокупность в целом достаточными для правильного рассмотрения и разрешения дела, не находя оснований для признания указанных доказательств недопустимыми, суд считает, что истцом представлены доказательства нуждаемости жилья Мелехиной А.В. в капитальном ремонте, который должен быть произведен за счет администрации Гайнского муниципального округа Пермского края, как собственника жилого помещения, размер подлежащих взысканию денежных средств ответчиком не оспаривается, доказательств того, что расход строительных материалов мог быть в меньшем размере и стоимости, ответчиком не представлено, соответственно, заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению с учетом уточненных требований.

    Кроме того, с ответчика на основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере <данные изъяты> руб.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л :

    Исковые требования Мелехиной Анны Васильевны о взыскании денежных средств, затраченных на капитальный ремонт, расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Гайнского муниципального округа Пермского края в пользу Мелехиной Анны Васильевны денежные средства, затраченные на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2022 года.

Судья (подпись)

Копия верна

КопияСудья                                                              Н.П. Грибанова

2-101/2022 ~ М-106/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мелехина Анна Васильевна
Ответчики
администрация Гайнского МО
Суд
Гайнский районный суд Пермского края
Судья
Грибанова Наталья Петровна
Дело на странице суда
gaynsky--perm.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Дело оформлено
31.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее