Дело № 2-2/2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2012 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре Трушевой Е.А., с участием:
истца Суворова И.И.,
представителя ответчика - администрации Юрлинского муниципального района - Отегова А.В.,
представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Усть-Зулинского сельского поселения - Трушниковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Суворова Ивана Ильича к администрации Юрлинского муниципального района о наложении обязанности по предоставлению жилья,
у с т а н о в и л:
Суворов И.И. обратился в суд с требованием о наложении на администрацию Юрлинского муниципального района обязанности по предоставлению жилья или выплаты на его приобретение, указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ года умерла мать истца - С1* Отец - С2* умер, когда Суворову И.И. было 2 года.
ДД.ММ.ГГГГ года постановлением № главы администрации Юрлинского района над ФИО1 и его сестрой С3* был назначен попечитель, закреплен дом родителей.
Дом родителей 1971 года постройки располагается по адресу: <адрес>. В связи с ветхостью он не пригоден для проживания. Другого жилого помещения истец не имеет.
30 июня 2011 года распоряжением главы администрации Усть-Зулинского сельского поселения Суворов И.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий регистрационный учет.
Однако 10 августа 2011 года письмом № 1062 главы администрации Юрлинского муниципального района истцу сообщено, что он не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на предоставление выплаты для приобретения жилья, то есть, в предоставлении жилья отказано в связи с тем, что Суворов И.И. поздно встал на учет.
Истец считает отказ в предоставлении выплаты незаконным.
В период с 3 февраля 2003 года по 4 сентября 2004 года, а затем и с 27 января 2005 года по 26 июля 2010 года он осуждался и отбывал наказание в виде лишения свободы. Встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий возможности не имел.
В судебном заседании Суворов И.И. требования иска поддержал по приведенным в нем основаниям, дополнительно указал, что после достижения совершеннолетия продолжал проживать в <адрес> до заключения под стражу 3 февраля 2003 года, жилье снимал, так как жить в доме родителей было невозможно - печь упала, стена прогнила, крыша протекала. После освобождения некоторое время жил в <адрес> у сестры. После освобождения в 2010 году живет в <адрес>, жилье снимает, но без заключения договора. Семьи и официальной работы не имеет. Жилье Суворову И.И. никогда не предоставлялось. О возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не знал.
Представитель ответчика - администрации Юрлинского муниципального района - Отегов А.В., заявил о непризнании иска ответчиком по основаниям, приведенным в возражениях.
Согласно возражениям администрации Юрлинского муниципального района для получения жилья детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Абзац 3 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В статье 1 указанного Федерального закона дается определение, согласно которому лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.
Следовательно, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилым помещением, должна предоставляться до достижения 23 лет.
На момент обращения с просьбой о постановке на учет Суворов И.И. уже достиг возраста 23 лет, в связи с чем утратил право на предоставление выплаты.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Усть-Зулинского сельского поселения - Трушникова Н.П. суду пояснила, что Суворов И.И. является лицом из числа детей-сирот и предоставление ему выплаты для приобретения жилья обязательно. Жилое помещение за ним никогда не закреплялось. Дом № по <адрес> развалился.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ от 2 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21 ноября 2011 года) под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно паспорту Суворов Иван Ильич родился 16 октября 1983 года.
Заявлено участниками процесса, следует из постановления № 226 от 3 сентября 1999 года «О назначении попечителя над несовершеннолетними Суворовым Иваном и Суворовой Любовью», что родителями истца являются С1* и С2*
Из копий актовых записей о смерти следует, что С2* умер ДД.ММ.ГГГГ, а С1* - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, неопровержимым является факт, что в несовершеннолетнем возрасте Суворов И.И. остался без попечения родителей.
Вышеназванным постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года администрации Юрлинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области помимо назначения попечителя предписано администрации Пожинского сельсовета закрепить за несовершеннолетними жилье по месту жительства их родителей. Копию постановления направить в администрацию Юрлинского района.
Заявлено представителем Усть-Зулинского сельского поселения (включающего в себя Пожинский территориальный участок) Трушниковой Н.П., что фактически жилье за несовершеннолетним Суворовым И.И. не закреплялось, соответствующее постановление не принималось.
Согласно справке архивного отдела администрации Юрлинского муниципального района № 16 от 16 января 2012 года в книгах распоряжений по основной деятельности администрации Пожинского сельсовета за 1998 - 1999 годы распоряжение о закреплении жилья за Суворовым И.И. не обнаружено.
Приведенные данные ответчиком не опровергнуты.
Исследованные сведения о фактах являются основанием для вывода об отсутствии жилого помещения, закрепленного за Суворовым И.И.
Оценивая степень нуждаемости истца в жилом помещении, суд принимает во внимание то, что истец с 29 августа 2000 года по настоящее время остается зарегистрированным в доме № по <адрес>.
В соответствии с актом обследования помещения № 2 от 28 июня 2011 года, составленного межведомственной комиссией, дом № по <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригоден для проживания.
Свидетелями Б1* и Б2* отмечено, что дом родителей истца, находящийся по адресу: <адрес> пришел в совершенно непригодное для проживания состояние вскоре после смерти С1*, еще во время обучения Суворова И.И. в школе. Сам истец в нем не жил.
Из справок № от 29 июня 2011 года, выданной Коми-Пермяцким окружным филиалом Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края», № от 28 июня 2011 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, № от 29 декабря 2011 года, выданной ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», следует, что Суворовым И.И. права на недвижимое имущество и сделки с ним на территории Пермского края не регистрировались, участия в приватизации на территории Юрлинского и Пермского районов истец не принимал.
Приведенное в совокупности является, по мнению суда, достаточным основанием для вывода об объективной нуждаемости Суворова И.И. в жилом помещении. При этом суд принимает во внимание представленные истцом, не оспоренные ответчиком сведения о временном, без оформления договора аренды, проживании истца в <адрес>.
В пользу вывода суда свидетельствует и подтвержденное письмом от 2 декабря 2011 года ГКУ «Пермское лесничество» обращение Суворова И.И. с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома.
Договор аренды земельного участка на территории <адрес> с разрешенным использованием для садоводства от 10 июня 2011 года, отказ ГКУ «Пермское лесничество» в заключении договора купли-продажи лесных насаждений выводам суда не противоречит.
В судебном заседании истцом заявлено о необходимости предоставления выплаты на приобретение жилья не менее нормы предоставления. Разрешая поставленное требование, суд руководствуется следующим.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В Пермском крае данные отношения регулируются законом Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.6 названого закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15 и 16 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22 июня 2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
К моменту достижения 18-летнего возраста (16 октября 2001 года) и прекращения попечительства, осуществлявшегося в <адрес>, Суворов И.И. не имел закрепленного жилья.
Как следует из сведений о судимости, в дальнейшем истец был осужден 20 декабря 2001 года к условному осуждению, 3 февраля 2003 года к лишению свободы на срок 3 года 1 месяц, освобожден 9 сентября 2004 года. Заключён под стражу 27 января 2005 года и вновь осуждён к лишению свободы 14 апреля 2005 года на срок 5 лет 6 месяцев. Освобождён 26 июля 2010 года.
Постановка Суворова И.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий состоялась 30 июня 2011 года, после достижения 23-летнего возраста.
Утверждение представителя ответчика администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В. о необходимости отказа в удовлетворении иска в связи с пропуском Суворовым И.И. срока, предусмотренного для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является ошибочным.
Как следует из ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Приведенная норма накладывает обязанность по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и постановке их на учет на компетентные службы по месту их пребывания.
Данная обязанность государственными органами в отношении Суворова И.И., проживавшего как до совершеннолетия (в семье попечителя), так и после его достижения (в арендуемом жилье) в <адрес>, выполнена не была.
В совокупности приведенные данные, в том числе данные о принадлежности Суворова И.И. к числу лиц, оставшихся без попечения родителей до достижения восемнадцатилетнего возраста, об отсутствии жилого помещения, закрепленного за ним, объективной нуждаемости в жилом помещении делают целесообразным удовлетворение требования истца.
При этом суд принимает во внимание положения Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года. Согласно обозначенному нормативному акту право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путем перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях с учетом нормы предоставления на одно лицо. Возраст определяется на момент принятия и регистрации заявления лица в соответствии с настоящим Порядком.
Жилые помещения указанным лицам предоставляются на основании решений уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ по норме предоставления площади жилого помещения на одиноких граждан 33 кв.м., на семью из двух человек - 42 кв.м., на каждого члена семьи 18 кв.м., при численности семьи три человека и более (ч.3 ст.9 Закона Пермского края № 255-ПК).
Таким образом, действующим законодательством субъекта Российской Федерации - Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен размер выделения этих денежных средств, и именно администрация Юрлинского муниципального образования несет обязанность по обеспечению Суворова И.И. жилым помещением.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
обязать администрацию Юрлинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Суворову Ивану Ильичу выплату для приобретения жилья не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова