Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 16 января 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-313/2024 (3а-2831/2023) по административному исковому заявлению Горбунова Д.Н., Горбунова Н.П. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, площадью 4105 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 278 847 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, площадью 3000 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 283 402 рубля 69 коп.,
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, площадью 6833 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 190 862 рубля 37 коп.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на праве собственности являются правообладателями указанных земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2022 значительно превышает их рыночную стоимость. Неверное определение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку влечет неверное определение их налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога.
В судебное заседание административные истцы, административные ответчики правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица администрация м.р. Ставропольский Самарской области, администрация с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В письменном отзыве на иск административный ответчик ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорных земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу Горбунову Д.Н. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 4105 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли,
- земельный участок с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли.
Административному истцу Горбунову Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 6833 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 в отношении каждого объекта определена кадастровая стоимость с кадастровым номером № в размере 6 446 984, 60 рублей, с кадастровым номером № в размере 4 993 050 рублей, с кадастровым номером № в размере 9 299 029, 70 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены в январе 2023 года.
Административные истцы, будучи собственниками указанных объектов, являются плательщиками земельного налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административные истцы воспользовались предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 14.12.2023 обратились с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 136-2/23 от 28.11.2023 и пояснения оценщика Зининой Е.Ю. независимой оценочной компании ООО «Плато» об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2022 с кадастровым номером № в размере 4 278 847 рублей, с кадастровым номером № в размере 3 283 402 рубля 69 коп., с кадастровым номером № в размере 7 190 862 рубля 37 коп.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке с учетом пояснений выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости каждого объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость рассматриваемых земельных участков, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 14.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Горбунова Д.Н., Горбунова Н.П. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 278 847 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 283 402 рубля 69 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 190 862 рубля 37 коп.
Датой подачи заявления в суд считать 14.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22.01.2024.
Судья И.А. Щетинкина