Дело № 11-169/2024 (№02-0056/2612/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2024 года город Сургут
Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Петухова О.И.,
при секретаре Чернявской Д.Д.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ответчика Набока А.И. на решение мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский центр занятости населения» к Набока А.И. о взыскании неосновательного обогащения
установил:
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский центр занятости населения» обратилось к мировому судье с иском к Набока А.И. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Набока А.И. обратилась в КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» в целях поиска подходящей работы путем подачи заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы на портале «Работа в России». В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик была признана безработной с одновременным назначением ей пособия по безработице сроком на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на основании полученных сведений установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена и, следовательно, не имела право на статус безработного и на получение пособия. Приказом истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчик снята с регистрационного учета в качестве безработного, выплата по безработице была прекращена. Таким образом, согласно расчету истца размер незаконно полученного пособия составляет 12 964 руб. 19 коп., которое истец просил взыскать с ответчика.
Дело рассмотрено мировым судьей в порядке упрощенного производства на основании главы 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мировой судья постановил решение, которым исковые требования удовлетворены.
С Набока А.И. в пользу КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» взыскано неосновательно обогащение в размере 12 964 руб. 19 коп. Также с Набока А.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 518 руб. 57 коп.
Не согласившись с указанным решением ответчиком Набока А.И. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда, поскольку истец не извещал ее о наличии переплаты. Она не была уведомлена о необходимости предоставить приказ о приеме на работу, при этом ее работодатель предоставил такие данные. Также она не была ознакомлена с материалами дела.
В возражениях на апелляционную жалобу КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» просит оставить решение мирового судьи без изменения.
Проверив материалы дела, учитывая положения ст. 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в суде апелляционной инстанции судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к выводу об отмене решения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством РФ. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
Мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Набока А.И. обратилась в КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» с заявлением, оформленным в дистанционной форме, о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № Набока А.И. признана безработной с одновременным назначением пособия по безработице сроком на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплачено пособие по безработице в размере 122 538 руб. 70 коп.
Согласно сведениям, поступившим из ПФР сервис «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования», установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена, следовательно, не имела право на статус безработной и получение пособия по безработице.
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработного гражданина.
Частью 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона.
Разрешая возникший спор, мировой судья, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. 1102 ГК РФ, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, признал установленным факт получения ответчиком пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие каких-либо оснований, в связи с чем пришел к выводу о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере 12 964 руб. 19 коп.
В силу ч. 2 ст. 40 Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность получателя спорных денежных средств презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2020 № 31-КГ19-10.
Нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе, в связи с потерей работы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом № 1032-1.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона № 1032-1). Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 1 ст. 31 Закон № 1032-1).
Статьей 2, абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона № 1032-1 предусмотрено, что безработными не могут быть признаны, помимо прочих, граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ; граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Временные правила действовали в период с 09.04.2020 по 31.12.2022, а потому подлежат применению к спорным отношениям.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Согласно п. 17 Временных правил центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В соответствии с п. 18(1) Временных правил, граждане, состоящие на регистрационном учете в качестве безработных, через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом уведомляются о том, что в случае отнесения их к категории занятых граждан в период безработицы в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" они обязаны в течение 3 рабочих дней с даты возникновения данных изменений проинформировать об этом центры занятости населения.
Пунктом 19 Временных правил установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил).
Из указанных норм следует, что работающий по трудовому договору гражданин утрачивает статус безработного, подлежит снятию с учета, соответственно, ему не подлежит выплате и пособие по безработице. Излишне выплаченное такому гражданину пособие может быть взыскано с него при доказанности недобросовестности гражданина.
По данному делу юридически значимым обстоятельством, с учетом исковых требований, а также регулирующих спорные отношения норм материального права, являлось установление факта уведомления ответчика о том, что в случае отнесения ее к категории занятых граждан она обязана в течение 3 рабочих дней с даты возникновения данных изменений проинформировать об этом Центр занятости, а также недобросовестность ответчика, не исполнившей такой обязанности.
Вместе с тем, указанные обстоятельства мировым судьей не установлены.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств суд должен вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Без выяснения указанных выше юридически значимых обстоятельств у мирового судьи не имелось оснований для рассмотрения данного спора в порядке упрощенной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса, суд апелляционной инстанции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.
При новом рассмотрении, мировому судье необходимо установить наличия/отсутствие недобросовестности со стороны Набока А.И. при получении спорного пособия, уведомление истцом ответчика о наличии у нее обязанности по уведомлению Центра занятости об отнесении ее к категории занятых лиц.
Кроме того, мировому судье следует установить, распространяется ли правоотношения сторон пункт 18(1) Временного порядка, поскольку указанные изменения, внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2331, т.е. после подачи ответчиком заявления и ее трудоустройства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 330, 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от 05.02.2024 по гражданскому делу по исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский центр занятости населения» к Набока А.И. о взыскании неосновательного обогащения отменить.
Гражданское дело по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский центр занятости населения» к Набока А.И. о взыскании неосновательного обогащения направить мировому судье судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута для рассмотрения по общим правилам искового производства.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись О.И. Петухова
КОПИЯ ВЕРНА «26» июля 2024 г.
Подлинный документ находится в деле №
Судья Сургутского городского суда
Петухова О.И. _________________________