УИД:11RS0018-01-2023-000840-51
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2023 года по делу № 2-522/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
с участием истца Кочановой Ю.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Кочанова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения,
установил:
Кочанова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» (далее – администрация района) об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ по категории «молодая семья».
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с составом семьи четыре человека по категории «молодая семья». ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о том, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Считает, что данное решение принято неправомерно. Адрес ее регистрации: <адрес>. Жилой дом принадлежит ФИО2, бабушке мужа. По данному адресу она и её несовершеннолетние дети не проживают, совместное хозяйство с бабушкой мужа не ведут, своими финансовыми средствами распоряжаются самостоятельно. Её супруг ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Квартира является муниципальной собственностью. Кроме супруга в этой квартире прописана ФИО4, но она там не проживает. По данному адресу они фактически проживает с супругом и детьми. Данное жилое помещение они снимают с 2015 года, договор найма с ФИО4 не заключали. Нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> она и члены её семьи не являются. В собственности жилье не имеют. Ранее государственной поддержкой за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья не пользовались.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен ФИО3
В судебном заседании истец Кочанова Ю.А. свои требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования истца.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменных возражениях, представленных в суд, указано, что представленные истцом документы не подтверждают факт совместного проживания гражданина и членов семьи, следовательно, ФИО1 правомерно отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что ФИО3 приходится ей сыном. Сын со своей семьей – супругой ФИО1 и двумя малолетними детьми с 2015 года проживает в <адрес> без заключения какого-либо договора. Сын имеет долю в праве собственности в жилом доме, который построила она со своим супругом, сын, его супруга и дети имеют регистрацию в этом доме по месту пребывания, но фактически в этом доме не живут, ведут свое хозяйство, членами её семьи не являются.
Свидетели Свидетель №2 и Свидетель №3 суду дали показания, аналогичные показаниям свидетеля Свидетель №1
Выслушав истца, третье лицо, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Кочанова Ю.А. обратилась в администрацию района с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «молодая семья» составом семьи четыре человека.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. При этом в уведомлении об отказе в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что факт совместного проживания ФИО1 и членов её семьи не подтвержден.
В судебном заседании установлено, что истец Кочанова Ю.А. состоит в браке с ФИО13 (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленная территориальным отделом загса <адрес> Управления загса Республики Коми). Они являются родителями несовершеннолетних ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО22 Артёма ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По сведениям миграционного пункта ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № Кочанова Ю.А. зарегистрирована по адресу: Республика Коми, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Республика Коми, <адрес>. ФИО3 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Коми, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Республика Коми, <адрес>. Несовершеннолетние дети: ФИО14, ФИО15 зарегистрированы по месту жительства и по месту пребывания матери.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский, <адрес>, площадью 57,2 кв.м., находится в собственности ФИО2
Как следует из сведений администрации сельского поселения «Керчомъя» от ДД.ММ.ГГГГ №, в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы: Кочанова Ю.А., ФИО3, ФИО14, ФИО15, ФИО16 Фактически по указанному адресу проживает ФИО16 Кочанова Ю.А., ФИО3, ФИО14, ФИО15 фактически проживают по адресу: Республика Коми, <адрес>. Жилые помещения по договору социального найма для проживания не предоставлялись.
Из сообщения администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что сведениями о регистрации и проживании ФИО1, ФИО5, ФИО15 на территории сельского поселения не располагает. По данным похозяйственной книги, ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>, информацией о фактически проживающих в жилом помещении администрация не владеет. Жилое помещение для проживания на территории села вышеуказанным гражданам администрацией не предоставлялось. По данным похозяйственной книги, жилое помещение по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности. Согласно справкам, выданным администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ №, № в указанном жилом помещении также зарегистрирована ФИО4, которая не является родственником ФИО3
Исходя из уведомлений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, истец Кочанова Ю.А., её дети: ФИО15, ФИО14 в собственности зарегистрированных объектов недвижимости на территории Российской Федерации не имеют.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Усть-Куломский муниципальный район, сельское поселение Усть-Кулом, <адрес>, площадью <данные изъяты> он также является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Усть-Куломский муниципальный район, сельское поселение Усть-Кулом, <адрес>.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Закон Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон № 30-РЗ) регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Статьей 1 Закона № 30-РЗ предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в том числе молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно (подпункт «и» пункта 1).
В соответствии со статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В части 3 статьи 2 Закона № 30-РЗ указано, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Исходя из требований подпунктов «а», «б» пункта 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности, по приему и проверке документов, постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Сам факт регистрации лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со статьей 4 Закона № 30-Р3 для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Статьей 3 Закона № 5242-1, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В ходе разбирательства по делу установлено, что истец Кочанова Ю.А. в составе своей семьи супруга ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО15 с 2015 года проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое не принадлежит истцу и членам её семьи на праве собственности, по договору социального найма не предоставлялось.
Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
<адрес> жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Решением Совета сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Усть-Кулом» в размере 11 кв.м общей площадью на одного человека.
Исходя из приведенных выше положений ЖК РФ, с учетом установленных обстоятельств дела для расчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения ФИО1 должен учитываться размер площади жилого помещения, находящегося в реальном пользовании заявителя и членов её семьи. Установлено, что супруг истца ФИО3 является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Усть-Куломский муниципальный район, сельское поселение Усть-Кулом, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. С учетом его доли (<данные изъяты>) ему принадлежит в этом помещении 2,85 кв.м.
Таким образом, судом установлено, что семья ФИО1 обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, при учетной норме площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Усть-Кулом» в размере 11 кв.м общей площадью на одного человека.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оснований для отказа в принятии на учет ФИО1 у ответчика не имелось, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии ФИО6 на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» (ОГРН 1021101033030, ИНН 1114000888) поставить Кочановой Ю.А. (паспорт гражданина РФ №) на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ по категории «молодая семья».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 11 января 2024 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца