Дело № 2-487/2024
УИД 50RS0042-01-2023-008102-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 года г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Н.В.,
при секретаре Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булычева В.А. к филиалу № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением филиала № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области от 23.06.2023 г. Булычеву В.А. отказано в досрочном назначении пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Булычев В.А. обратился в суд с иском к филиалу № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
Из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ Булычев В.А. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости., однако получил отказ в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по пп.18 п.1 ст30 ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. специальный стаж на должностях государственной противопожарной службы составил менее 25 лет. С решением истец не согласен, т.к. трудовой стаж на должностях государственной противопожарной службы начат с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды и характер работы. В настоящее время истец продолжает работу в ГУ МЧС России. Истец просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию, включить в специальный стаж периоды работы в должности командира отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГБУ «Отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Московской области (договорной)», ФГКУ «38 отряд ФПС по Московской области», ГУ МЧС России по Московской области.
В судебное заседание истец Булычев В.А. и его представитель по доверенности Сливочникова Е.Н. не явились, извещены судом надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представитель истца Сливочникова Е.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что Булычев В.А. работал на должностях государственной противопожарной службы более 25 лет полный рабочий день, неоднократно поощрялся, не может нести ответственность за достоверность внесения сведений работодателем в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика филиала № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области по доверенности Туркина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что при проверке факта работы истца установлено, что его специальный стаж на основании пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 4 года 2 месяца, из специального стажа Булычева В.А. были исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2016г. (не производилась уплата дополнительного тарифа страховых взносов) 4 года 00 месяцев; ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (отсутствует код особых условий труда, отсутствуют сведения в ИЛСЗЛ) 2 года 4 месяца 20 дней. Поскольку специальный стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, составил менее 25 лет, в назначении досрочной страховой пенсии было отказано. В случае зачета спорных периодов в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение Булычеву В.А. пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», права на досрочное назначение страховой пенсии не возникнет. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц ФГБУ «Отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Московской области (договорной)», ФГКУ «38 отряд ФПС по Московской области», ГУ МЧС России по Московской области в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (п.6 ст.30 ФЗ О страховых пенсиях»).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются Командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда, код позиции 23450.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Фонда по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.03.2011г. №258-Н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Булычев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в филиал № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Актом выездной проверки в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что организация входит в структуру МЧС России, штатным расписанием предусмотрена 113 пожарно-спасательная часть, Булычев В.А. работал в должности командира отделения указанной части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели без совмещения профессий, в отпусках без сохранения заработной платы не находился, прогулов не выявлено, должность предусмотрена Списком №.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Булычеву В.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы в государственной противопожарной службе, продолжительность стажа работы истца на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составила 4 года 2 месяца вместо необходимых 25 лет.
В специальный стаж Булычева В.А. не засчитаны периоды работы в должности командира отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. не производилась уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, отсутствует код особых условий труда, отсутствуют сведения в ИЛСЗЛ.
Согласно записям в трудовой книжке, Булычев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности командира отделения в 113 пожарной части ФКУ «Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Московской области (договорной), переименованной с ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Московской области (договорной)» (л.д.13-16).
Из справки ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Булычев В.А. проходил службу в данной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на условиях полного рабочего дня 24 часовой рабочий день, 36 дневной недели (л.д.27).
Из ответов ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной)» на запросы суда следует, что за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Булычева В.А. производилась уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не производилась в связи с отсутствием аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда.
Из уточняющей особый характер работы или условий труда справки ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Булычев В.А. работал в должности командира отделения 113 пожарно-спасательной части ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полный рабочий день (л.д.32-33).
С ДД.ММ.ГГГГ Булычев В.А. принят на должность командира отделения 117 пожарно-спасательной части 38 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Московской области, где работает по настоящее время.
Согласно справке ГУ МЧС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Булычева В.А. начислено и уплачено страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 20415,80 руб.
Табелями учета рабочего времени в период с января 2023 г. по май 2023 г. подтверждается работа Булычева В.А. полный рабочий день в соответствии с графиком.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Московской области проведена специальная оценка условий труда, согласно которой для командиров отделения установлен 4 класс условий труда, в связи с чем они имеют повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени, должны ежегодно проходить медицинский осмотр.
Из личной карточки газодымозащитника Булычева В.А. следует, что он ежегодно с 2013 года проходит медицинские осмотры, последний медосмотр в 2023 г., в 2019 и 2022 годах был аттестован, регулярно использует средства индивидуальной защиты в работе (л.д.35-42).
Справкой ГУ МЧС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт начисления и уплаты за Булычева В.А. страховых взносов по дополнительному тарифу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы по дополнительному тарифу не начислялись и не выплачивались, т.к. специальная оценка условий труда не проводилась, отсутствует информация о проведении специальной оценки условий труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, работа в особых условиях труда Булычева В.А. на должностях Государственной противопожарной службы в спорные периоды подтверждается совокупностью исследованных доказательств по делу, факт неуплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу в связи с непроведением аттестации рабочих мест, неуказание кода особых условий труда не может нарушать права истца в сфере пенсионного обеспечения, поскольку такая обязанность возложена законом на работодателя, и вина истца в данном случае отсутствует.
В выписке из ИЛСЗЛ Булычева В.А. на ДД.ММ.ГГГГ сведения о периоде работы истца в ГУ МЧС России по Московской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ присутствуют, указан код особых условий труда 27-ПЖ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд учитывает, что ответчиком факт работы истца в особых условиях труда на должностях государственной противопожарной службы не оспаривался, и частично периоды работы в тех же организациях были на тех же должностях были зачтены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Каких-либо доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что с учетом зачета в стаж для назначения досрочной страховой пенсии спорных периодов работы у Булычева В.А. специальный стаж составит менее 25 лет, право на досрочное назначение пенсии у него на момент вынесения решения суда не возникнет, в связи с чем его исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Булычева В.А. к филиалу № 6 ОСФР по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Булычеву В.А. досрочной страховой пенсии в части исключения из стажа, дающего право на назначение пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 113 пожарной части ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной)», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 117 пожарно-спасательной части 38 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Московской области.
Обязать филиал № 6 ОСФР по г. Москве и Московской области зачесть Булычеву В.А. (№) в специальный стаж для назначения страховой пенсии по пп.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 113 пожарной части ФГБУ «Отряд ФПС ГПС по Московской области (договорной)», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения 117 пожарно-спасательной части 38 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Московской области.
В удовлетворении остальной части требований Булычеву В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Судья Н.В. Андреева
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Андреева