Дело № 67RS0003-01-2023-003475-77
производство № 2-219/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Коршунова Н.А.,
при секретаре Хлудневе П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кореньковой Ольги Александровны к АО «Жилищник», ООО «Городская управляющая компания», АО «Квадра»-«Генерирующая компания» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета потребляемой тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Коренькова О.А. обратилась в суд с иском к АО «Жилищник» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета потребляемой тепловой энергии, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Руководствуясь ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергоснабжении» Коренькова О.А. обратилась в управляющую компанию ОАО «Жилищник» в лице ЖЭУ-2 с заявлением от 26.09.2017 об установки индивидуального прибора учет (ИПУ) потребляемой тепловой энергии по адресу: <адрес>. Заявление было оставлено без удовлетворения. Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ ОАО «Жилищник» от 30.05.2017 возможность установки ИПУ имеется.
Просит суд обязать ответчика установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета по адресу: <адрес>, в установленном порядке обеспечить переход на расчет по фактическому потреблению тепловой энергии на основании показаний прибора учета.
Протокольным определением суда от 16.08.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Квадра»-«Генерирующая компания».
Протокольным определением суда от 22.01.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Городская управляющая компания».
В судебное заседание истец Коренькова О.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя Коренькова Б.В., действующего на основании доверенности, который исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Дополнительно отметил, что формальный подход ответчика АО «Квадра»-«Генерирующая компания» к разрешению заявленного истцом вопроса понятен, так как имеется приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 № 485/пр, в котором оговорены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ тепловой энергии. Однако полагал, что в вопросе разобраться нужно более углубленно. На разъяснение суда о возможности проведения по делу судебной экспертизы ответил отказом, отметив, что все экспертные организации будут ссылаться на указанный приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Ответчик АО «Жилищник», будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. В представленных возражениях на исковое заявление указали, что управляющая организация в полном объеме, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, исполняет условия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В силу п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (далее - Правила) собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ.
Согласно абз. 2 п. 5 Правил, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыков соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктами 16, 17 Правил предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Кореньковой О.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Как следует из договора управления многоквартирным жилым домом, Общество приняло на себя обязательство обеспечить качественное и своевременное выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с условиями договора. Согласно п. 1.5 Договора стороны принимают минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно - климатических условий расположения многоквартирного дома. Изменения в перечень вносятся путем заключения сторонами дополнительного соглашения.
Дополнительных соглашений, по изменению перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, между собственниками дома, по вышеуказанному адресу, и Обществом не заключалось.
Согласно п.81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заяви собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Кроме того, начиная с октября 2015 года Исполнителем коммунальной услуги «отопление» является ПАО «Квадра». В связи с чем, АО «Жилищник» не является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчик АО «Квадра», будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. Ранее в судебном заседании представитель АО «Квадра» Прохоренков А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что сотрудниками АО «Квадра» было проведено обследование квартиры истца на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. В результате проведенной проверки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии. Просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ООО «Городская управляющая компания», будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пп. "а", "б" п.10 и пп."а" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу подп. "а" п.16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном, управлении многоквартирным домом).
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Показания индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах учитываются при определении объема потребляемых коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Определение понятия индивидуальных приборов учета содержится в абз. 6 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Так, «индивидуальный прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
05.04.2017 Коренькова О.А. обратилась в ОАО «Жилищник» с заявлением о выдаче акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроэнергии (л.д. 9).
30.05.2017 ОАО «Жилищник» составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Согласно данному акту проведено обследование на предмет установки общего (квартирного) прибора учета холодной воды по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено наличие технической возможности установки приборов учета в виде совокупности средств измерения. Акт составлен и подписан сотрудниками ОАО «Жилищник», СМУП «Горводоканал» в присутствии представителя собственника – Коренькова Б.В. (л.д. 8).
22.09.2017 Кореньковой О.А. подано заявление в управляющую компанию ЖЭУ-2 об установки коллективного прибора учета потребляемой тепловой энергии по адресу: <адрес>, установки индивидуального прибора учета потребляемой тепловой энергии по адресу: <адрес> (л.д. 7). Данное заявление оставлено без исполнения.
Согласно приказу № 001/ПЛ от 31.05.2023 «О прекращении действия лицензии Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области от 30.05.2023 № 001» с 01.06.2023 действие лицензии, выданной ОАО «Жилищник» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области, прекращено (л.д. 60).
20.09.2023 между ООО «Городская Управляющая Компания» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 61-69).
С октября 2015 года коммунальную услугу по отоплению в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, предоставляет АО «Квадра», которое является исполнителем коммунальной услуги с указанной даты, что сторонами не оспаривается.
В связи с вышеизложенным АО «Квадра» является надлежащим ответчиком по иску Кореньковой О.А. о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета потребляемой тепловой энергии.
16.11.2023 специалистом филиала АО «Квадра» - «Смоленская генерация» ФИО2 в присутствии специалиста по жилищному фонду участка ЖЭУ-2 ФИО1 был составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (л.д. 49).
Согласно акту было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено отсутствие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, поскольку многоквартирный дом <адрес> по проектным характеристикам имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Для установки прибора учета необходимо выполнить организационно-технические мероприятия: пункты 1-7 Приложения № 1 Приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.
Допрошенный в судебном заседании специалист филиала АО «Квадра» - «Смоленская генерация» ФИО2 пояснил, что 16.11.2023 составлял акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии по адресу: <адрес>. По результатам обследования выявлено, что установить прибор учета в вышеуказанной квартире не предоставляется возможным. В квартире истца установлен один радиатор вертикального отопления. Согласно приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр п. 3 установлено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.
Приложением № 1 Приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» установлено:
1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
7. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
В силу вышеизложенного, с учетом того, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, требования истца о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета потребляемой тепловой энергии не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Кореньковой Ольги Александровны к АО «Жилищник», ООО «Городская управляющая компания», АО «Квадра»-«Генерирующая компания» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета потребляемой тепловой энергии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А. Коршунов