Дело № 12-1039/2022
УИД 21RS0023-01-2022-001725-66
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 сентября 2022 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н,
с участием защитника ТСЖ «Вузовец-3», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сидяковой Е.Н., представившей доверенность от дата,
Иванова А.Ю., чье обращение явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении,
рассмотрев жалобу защитника товарищества собственников жилья «Вузовец-3» Сидяковой Е.Н. и дополнения к ней, об отмене постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Чувашской Республики от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением ----- от дата, вынесенным главным государственным инспектором труда отдела по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства по охране труда в Чувашской Республике Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В., товарищество собственников жилья «Вузовец-3» (далее – ТСЖ «Вузовец-3») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 (сто десять тысяч) руб.
Как следует из постановления, ТСЖ «Вузовец-3», являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм трудового законодательства, выразившееся в том, что работодателем ТСЖ «Вузовец-3» не соблюдаются требования ст. 37 Конституции Российской Федерации, статей 22, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного приказом Минздрава России от дата -----н, и не представлены сведения о прохождении работников ФИО3 (бухгалтер), ФИО5 (сантехник), ФИО6 (электрик), ФИО7 (лифтер), ФИО8 (дворник-уборщик) и др. обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра. В нарушение вышеуказанного требования работодатель не обеспечил работникам ФИО3 (бухгалтер), ФИО5 (сантехник), ФИО6 (электрик), ФИО7 (лифтер), ФИО8 (дворник-уборщик) проведение предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра. У ТСЖ «Вузовец-3» имелась возможность для соблюдения государственных нормативов требований охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На данное постановление защитником ТСЖ «Вузовец-3» ФИО4 в суд подана жалоба с изложением доводов о незаконности и необоснованности постановления и его отмене. Доводы жалобы неоднократно дополнялись, и указано о процессуальных нарушениях, влекущих направление дела об административных правонарушениях на дополнительную проверку. Выражена позиция, что ввиду устранения нарушений, указанных в данном постановлении и отнесения ТСЖ «Вузовец-3» к субъектам малого предпринимательства имеются основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания. В случае отклонения иных доводов автор жалобы просит учесть устранение всех нарушений, установленных при вынесении данного постановления, и изменить назначенное наказание, заменив его на предупреждение.
В ходе судебного заседания защитник ТСЖ «Вузовец-3» ФИО4 доводы жалобы поддержала и пояснила, что в обжалуемом постановлении указано на нарушение трудовых прав и гарантий работников ФИО3 (бухгалтер), ФИО5 (сантехник), ФИО6 (электрик), ФИО7 (лифтер), ФИО8 (дворник-уборщик), однако указанные лица о производстве по делу не извещались, они не опрошены, о составлении протокола об административном правонарушении не уведомлены, копия постановления им не направлена.
Государственная инспекция труда в Чувашской Республике своего представителя на рассмотрение жалобы не направила.
ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
ФИО9, чье обращение явилось основанием для проведения внеплановой проверки в отношении субъекта предпринимательства и поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, пояснил, что является работником ТСЖ «Вузовец-3». Его работодателем в отношении него и других работников нарушаются трудовые права, в связи с чем для устранения нарушений он обратился в прокуратуру. Его обращение было направлено в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике. По результатам проверки его доводы подтвердились и работодатель привлечен к административной ответственности, с чем он (ФИО9) согласен. В обжалуемом постановлении он как лицо, чьи трудовые права и гарантии нарушены, не указан.
Выслушав пояснения защитника ТСЖ «Вузовец-3», сообщившего о правонарушении лица, изучив доводы жалобы с приложенными материалами, исследовав дело об административном правонарушении и дополнительно поступившие материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от дата ----- с началом проверки дата и сроком проведения не более 10 рабочих дней Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в отношении ТСЖ «Вузовец» проведена документарная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о труде, в ходе которой запрошены документы, оформление и ведение которых предусмотрено трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, личные карточки работников (унифицированная форма № Т-2), приказы о приеме, приказы о совмещении должностей, документы учета рабочего времени, табели учеты рабочего времени за 2021 год, личные карточки работников выдачи СИЗ, документы о прохождении обязательного медицинского осмотра (психиатрического освидетельствования), сводную ведомость специальной оценки условий труда, сведения о проводившей специальной оценку труда организации, сведения о работодателе, сведения о рабочем месте, обеспечение прав работников на охрану труда, дисциплина труда, устав и другие документы.
Актом внеплановой документарной проверки от дата ----- со стороны ТСЖ «Вузовец-3» выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно (в части событий, отраженных в постановлении): работодателем ТСЖ «Вузовец-3» не представлены сведения о прохождении работников ФИО3 (бухгалтер), ФИО5 (сантехник), ФИО6 (электрик), ФИО7 (лифтер), ФИО10 (дворник-уборщик) проведение предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра.
В связи с этим дата главным государственным инспектором труда отдела Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО2 составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ТСЖ «Вузовец-3», а дата вынесено постановление -----, в соответствии с которым ТСЖ «Вузовец-3» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ «Вузовец-3» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление законными признать нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 2 ст. 2.1); лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5); административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства, включающие среди прочего все элементы состава административного правонарушения, подлежат установлению по каждому делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренному ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
Положения ч. 1 ст. 2.1, ч. 2 ст. 2.2 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, рассматриваемые как сами по себе, так и во взаимосвязи с иными нормами законодательства об административных правонарушениях, не предполагают возможности произвольного привлечения к административной ответственности какого-либо лица без надлежащего установления объективной стороны административного правонарушения, вины этого лица в его совершении и выяснения всех иных обстоятельств, обуславливающих правильное разрешение дела
В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время и событие административного правонарушения.
Должностным лицом при рассмотрении дела об административных правонарушениях, оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Согласно постановлению должностного лица работники ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10 не прошли предварительный (при приеме на работу) и обязательный периодический медицинский осмотр, что подтверждается актом от дата.
Вопреки требованиям КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания время и место совершения административного правонарушения не указано, не дана оценка виновности либо невиновности юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на работодателя возложена обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Приказ Министерства труда Российской Федерации -----н, Министерства здравоохранения Российской Федерации -----н от дата утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее - Порядок).
Пунктами 8, 9 Порядка предусмотрено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (его уполномоченным представителем). Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (далее - список лиц).
В обжалуемом постановлении, как и в протоколе об административном правонарушении не указаны даты трудоустройства ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10
Порядок проведения периодических осмотров регулируется разделом III и частота их проведения определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ, периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку (п. 18 Порядка).
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» разъяснено, что допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, абзацы третий - пятый ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
ТСЖ «Вузовец-3» вменено нарушение указанных норм, выразившееся в допуске работников, не прошедших обязательный медицинский осмотр.
Лица, указанные в постановлении (ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10), в отношении которых должностным лицом сделаны выводы о нарушении их трудовых прав и гарантий, об обстоятельствах трудоустройства, допуска к работе и выполняемой работе не опрошены, к участию в деле об административном правонарушении не привлечены, права и обязанности им не разъяснены, вопрос о том, являются ли они потерпевшими не разрешен.
При этом в постановлении отсутствует указание о включении выполняемого работниками труда в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, утвержденный приказом Министерства труда Российской Федерации -----н, Министерства здравоохранения Российской Федерации -----н от дата, и не выяснена периодичность прохождения медицинских осмотров конкретных работников ТСЖ «Вузовец-3» исходя из занимаемых ими должностей, специальностей.
Согласно составленному акту и исследованным материалам дела установить данные обстоятельства не представляется возможным.
Временем совершения указанного административного правонарушения является дата, до которой работники должны были пройти медицинский осмотр и не прошли его.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
На дату рассмотрения жалобы, с учетом составления акта документарной проверки дата (предположительно дата выявления совершения административного правонарушения), срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело, что по смыслу закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ положения и вопреки доводам жалобы является основанием для отмены постановления, возвращения материалов дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При новом рассмотрении должностным лицом подлежат оценке доводы защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о наличии либо отсутствии оснований для прекращения производства по делу, возможности назначения административного наказания в виде предупреждения с учетом положений Федерального закона от дата № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника товарищества собственников жилья «Вузовец-3» ФИО1 удовлетворить.
Постановление ----- от дата, вынесенное главным государственным инспектором труда отдела по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства по охране труда в Чувашской Республике Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО2, в соответствии с которым товарищество собственников жилья «Вузовец-3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья ФИО11
------