Дело №2-493/2024
91RS0004-01-2023-003171-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2024 года г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Ксендз И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Бойко А.Д.,
с участием помощника прокурора г. Алушты Ореховой А.В., представителя ответчика Черняк В.В., представителя третьего лица - Территориального отдела по г. Алушта Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Бобрышевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Алушты Республики Крым, действующего в защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты, третьи лица: Территориальный отдел по г. Алушта Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, Муниципальное унитарное предприятие «Управление городского хозяйства» г.Алушты, Малореченский территориальный орган Администрации города Алушта о понуждении оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых бытовых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Алушты Республики Крым, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить обязанность на Администрацию г. Алушты Республики Крым в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: г. Алушта, с. Генеральское, ул. Центральная, в районе дома №7 (географические координаты: 44.799314, 34.482862) в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Свой иск обосновывает тем, что Администрацией г. Алушты принято постановление от 30.09.2022 №2673 «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения реестра на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым». во исполнения указанного постановления Администрацией г.Алушты сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Алушта. При проведения осмотра территории муниципального образования городской округ Алушта в части содержания мест накопления ТКО установлено, что органом местного самоуправления контейнерная площадка, расположенная на земельном участке по адресу: г.Алушта, с. Генеральское, ул. Центральная, в районе дома №7 (географические координаты: 44.799314, 34.482862) не оборудована в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует уклон для отведения талых и дождевых вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Непринятие Администрацией г. Алушты должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора г.Алушты просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании иск признал частично. Просил суд установить срок для исполнения решения суда в 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель Роспотребнадзора по г.Алуште в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили. О времени и места рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересы граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что Администрацией г. Алушты принято постановление от 30.09.2022г. №2673 «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым».
Во исполнение указанного постановления Администрацией г.Алушты сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Из представленных материалов следует, что при проведении осмотра территории муниципального образования городской округ Алушта в части содержания мест накопления ТКО установлено, что органом местного самоуправления контейнерная площадка, расположенная на земельном участке по адресу: г.Алушта, с. Генеральское, ул. Центральная, в районе дома №7 (географические координаты: 44.754334, 34.545855) не оборудована в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует уклон для отведения талых и дождевых вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления (далее закон №89-ФЗ) одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Статьей 13 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требован6иями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только с местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в обрасти санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.7 Закона №7-ФЗ, п. 3 ст.8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Аналогичные требования закреплены в п. 11, 24 ст. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в п.15, 27 ст.7 Устава муниципального образования городской округ Алушта.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Действующие санитарно-эпидемиологическое требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3, аналогично регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления (далее СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункта 3 СанПин 2.1.3694-21 на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъёмниками для подъема контейнеров (далее контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее специальные площадки).
Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, рассмотрения до нормируемых объектов.
Таким образом, непринятие Администрацией г.Алушты должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для надлежащей организации, оборудования и обустройства контейнерной площадки для сбора ТБО необходимо время суд, в соответствии с ходатайством представителя ответчика и с учетом мнения истца, полагает возможным установить в решении срок исполнения решения суда – в течение девяти месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Мотивированный текст решения составлен 05 марта 2024 года.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Алушты Республики Крым, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Алушты Республики Крым в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: РК, гор. Алушта, с. Генеральское, ул. Центральная, в районе дома №7 (географические координаты: 44.799314, 34.482862), в соответствии с п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья Алуштинского городского
суда Республики Крым И.С.Ксендз