Дело № (№)
УИД 24RS0№-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> в составе судьи Захаровой Л.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
с участием ответчика ФИО1,
представителя третьего лица Унерского сельсовета <адрес> главы сельсовета ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (№) по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Саянский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по <адрес> проверки исполнения законодательства о землепользовании, об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности, в ходе которой был произведен осмотр южной части земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700003:142 и фотосъемкой зафиксировано перекрытие плодородного слоя почвы на площади 0,1586 га твердыми коммунальными отходами (стеклянная и пластиковая тара, одежда, покрышки, полиэтиленовые пакеты, мебель, строительный мусор, шкуры сельскохозяйственных животных, ветки деревьев, растительная ботва), отходы животноводства, имеются следы возгорания отходов, присутствуют как свежие сваленные кучи мусора, так и старые сбуртованные кучи ТКО; аншлагов, запрещающих размещение отходов на почву не имеется. При исследовании проб почвы, отобранных в местах ТКО указанного земельного участка обнаружены превышения по микробиологическим показателям, по химико-токсикологическим показателям. Названный земельный участок передан администрацией Унерского сельсовета на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование ИП главе КФХ ФИО1 для осуществления деятельности КФХ. Ответчик не соблюдает установленные законом требования по выполнению мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, что привело к захламлению земель муниципальной собственности, невозможности использовать земли по их целевому назначению, ухудшению состояния земель, а также нарушает законные права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор просит возложить на ответчика указанную обязанность.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования к ответчику ИП КФХ ФИО1, как законному владельцу земельного участка, поддержала в полном объеме, просила требования прокурора удовлетворить, предоставив срок для исполнения решения 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании ответчик ФИО1 пояснила, что не предполагала, что свалка входит в состав земельного участка, предоставленного ей в аренду; кроме того, она не совершала действий по захламлению участка, на данный участок и ранее жителями села вывозился мусор.
Представитель третьего лица Унерского сельсовета ФИО3 пояснил, что необходимо принимать меры по очистке участка.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. С учетом мнения участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица представителя Управления Россельхознадзора по <адрес>.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются, в том числе, приоритет охраны земли как важнейший компонент окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в частности, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ст. 13 ЗК РФ).
Кроме того, в соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 51 настоящего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосбросные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700003:142, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится в 2,2 км по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес> является муниципальное образование «Унерский сельсовет <адрес>», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ -001/2023-267971203.
На основании Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 24:33:3700003:142, площадью 730 016 кв.м., расположенный по адресу: ориентир <адрес>; участок находится в 2,2 км по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес> - разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка предоставлен главе КФХ ФИО1 в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды зарегистрирован регистрирующим органом.
Согласно Акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды от ДД.ММ.ГГГГ названный земельный участок передан передающей стороной –администрацией Унерского сельсовета <адрес> главе КФХ ФИО1, акт подписан сторонами, в Акте указано, что на момент передачи земельного участка благоустройства на участке не имеется, о состоянии участка сведения в акте отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается документально, не оспаривается участниками процесса.
Установлено, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения собственниками и пользователями земель сельскохозяйственного назначения требований земельного законодательства Российской Федерации, об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности земель в квартале 24:33:3700003 (в 555 м на север от <адрес>), 24:33:3700017 (<адрес>) и земельных участков сельхозназначения с кадастровыми номерами 24:33:3700003:142; 24:33:37000014:204, 24:33:3700009:827; 24:33:37000007:1395.
При обследовании территорий земельных участков и визуальном осмотре земель сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 24:33:3700003, в 555 метрах на север от <адрес> и земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:33:3700003:142, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>, участок находится примерно в 2,2 км по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, в южной части земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700003:142 фотосъемкой зафиксировано перекрытие плодородного слоя почвы твердыми коммунальными отходами площадью 0,1586 га, имеются следы возгорания отходов, присутствуют как свежосваленные кучи мусора, так и старые сбуртованные кучи ТКО, аншлагов, запрещающих размещение отходов на почве не имеется. С помощью GPS навигатора были зафиксированы угловые точки мест размещения отходов и измерена площадь географическими координатами, на поверхности участков были отобраны образцы на исследование. В результате обследования выявлены признаки нарушений земельного законодательства, законодательства «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Данный факт подтверждается Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей к нему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Несоблюдение ответчиком установленных законом требований (его бездействие) по выполнению мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, привело к захламлению земель муниципальной собственности, невозможности использовать земли по их целевому назначению, ухудшению состояния земель, а также нарушает законные интересы прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Тем самым положения действующего законодательства, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, не соблюдены.
Поскольку в соответствии с п.2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды, суд полагает возложить обязанность по ликвидации свалки и очищению арендованного земельного участка от мусора и отходов на индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО1, владеющего на законном основании спорным земельным участком, с установлением срока исполнения решения в 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700003:142, местоположение установлено относительно ориентира (<адрес>), расположенного за пределами участка, примерно в 2,2 км по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства – в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский районный суд.
Судья Захарова Л.В.