Дело №2-1172/2024
УИД: 25RS0013-01-2024-001389-81
мотивированное решение составлено 26.08.2024г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2024 года <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Бестфатор Н.А., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Козак А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «СОШ №___» Партизанского городского округа, администрации Партизанского городского округа <адрес> о возложении обязанности, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что об охране здоровья несовершеннолетних, в результате которой в деятельности МБОУ «СОШ №___» выявлены нарушения, в ходе проверки установлено, что выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Так, в нарушение п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 не обеспечено твердое покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, имеющееся асфальтное покрытие с нарушением целостности, местами вообще отсутствует.
В нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в кабинете 13 имеются дефекты и повреждения потолка, имеются следы протекания крыши и признаки поражения грибком. В ходе осмотр также установлено, что крыша имеет многочисленные повреждения, часть конструкций крыши прогнили.
По выявленным нарушениям <Дата> директору МБОУ «СОШ №___ внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, признано обоснованным.
До настоящего времени, выявленные нарушения закона не устранены, на территории образовательного учреждения разрушено асфальтное покрытие подходов и дорожек и имеются следы протекания крыши, признаки поражения грибком.
Учредителем общеобразовательного учреждения является администрация Партизанского городского округа.
По выявленным нарушениям <Дата> директору МБОУ «СОШ №___» внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, признано обоснованным.
С учетом изложенного, просил обязать администрацию Партизанского городского округа в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ СОШ №___ денежные средства для приведения территории образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами, а именно: привести в соответствие с требованиями п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20, обеспечив твердое покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, восстановить асфальтное покрытие.
Устранить нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, устранив в кабинете 13 дефекты и повреждения потолка, устранив следы протекания крыши и признаки поражения грибком, восстановив кровлю (крышу) здания образовательного учреждения.
Обязать МБОУ «СОШ №___» в течении 3 месяцев после поступления денежных средств устранить выявленные нарушения по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>, а именно:
Устранить нарушение п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20, обеспечив твердое покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, восстановить асфальтное покрытие.
Устранить нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, устранив в кабинете 13 дефекты и повреждения потолка, устранив следы протекания крыши и признаки поражения грибком, восстановив кровлю (крышу) здания образовательного учреждения.
В судебном заседании старший помощник прокурора прокуратуры <адрес> Епифанова О.А. исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Явившаяся в судебное заседание представитель МБОУ «СОШ №___» Сидорова С.А. заявленные исковые требования признает.
Представитель администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен. Предоставил письменное возражение на иск согласно которому, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Партизанского городского округа, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации муниципального образования Партизанского городского округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества, закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных, ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом их допустимости и относимости, по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с п.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 вышеназванного Закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7).
На основании п.3 ч. 4 ст. 41 названного Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абзац 3 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона).
Согласно ст.11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" установлено, что спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.
Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся.
Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
Для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований допускается использование спортивных сооружений и площадок, расположенных за пределами собственной территории и оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Согласно п. 2.2.4 названных Правил покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» Партизанского городского округа осуществляет образовательную деятельность.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» ПГО требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану здоровья, в результате которой установлено, что в нарушении действующего законодательства на территории МБОУ «СОШ №___» ПГО не обеспечено твердым покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, имеющееся асфальтное покрытие с нарушением целостности, местами вообще отсутствует. В кабинете 13 имеются дефекты и повреждения потолка, имеются следы протекания крыши и признаки поражения грибком. В ходе осмотр также установлено, что крыша имеет многочисленные повреждения, часть конструкций крыши прогнили.
По данному факту прокуратурой <адрес> <Дата> директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» ПГО внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» ПГО Сидоровой С.А. от <Дата>, написано письмо заместителю главы администрации начальнику управлении образования ФИО5 от 20.05.22024 №___ о разработке проектно сметной документации на капитальный ремонт с полной заменой всех конструкций и покрытия крыши здания МБОУ «СОШ №___».
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» Партизанского городского округа является администрация Партизанского городского округа.
На орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Партизанского городского округа данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.
Как следует из ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая факт несоблюдения требований законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора <адрес>.
При установленных обстоятельствах заявленные требования истца подлежат полному удовлетворению
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> (ИНН 2509000230) в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №___» Партизанского городского округа денежные средства для приведения территории образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами, а именно: привести в соответствие с требованиями п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20, твердое покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, восстановить асфальтное покрытие; устранить нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, устранив в кабинете 13 дефекты и повреждения потолка, устранив следы протекания крыши и признаки поражения грибком, восстановив кровлю (крышу) здания образовательного учреждения.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №___» Партизанского городского округа (ОГРН 1022500800959) в течение в течение трёх месяцев со дня поступления денежных средств устранить выявленные нарушения санитарных правил СП 2.4.3648-20, а именно: привести в соответствие с требованиями п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20, твердое покрытие проездов, подходов, дорожек, в том числе на прилегающей территории, восстановить асфальтное покрытие; устранить нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, устранив в кабинете 13 дефекты и повреждения потолка, устранив следы протекания крыши и признаки поражения грибком, восстановив кровлю (крышу) здания образовательного учреждения территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Образовательный центр «СОШ №___» Партизанского городского округа, расположенного по адресу: <адрес>.
Стороны вправе обжаловать решение в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд <адрес>.
Судья Н.А.Бестфатор