Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1525/2022 ~ М-357/2022 от 11.01.2022

Дело №2-1525/2022 (43RS0001-01-2022-000197-28)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 14 апреля 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,

при секретаре Тамлиани Д.М.,

с участием представителя истца Овчинникова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Н. Г. к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Овчинников Н.Г. обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – НКО «Фонд капитального ремонта», Фонд) о признании незаконными действий. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: {Адрес изъят}. Многоквартирный находился под управлением ТСЖ «Энергетик-4». В {Дата изъята} истцом получена квитанция от ответчика, в которой начислена задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт с {Дата изъята}. При обращении в НКО «Фонд капитального ремонта» было разъяснено, что он должен оплатить взносы, начиная {Дата изъята}. Также полагает, что не подлежит взысканию задолженность сверх срока исковой давности (3 года). На основании постановления администрации г. Кирова от {Дата изъята} {Номер изъят} многоквартирный дом {Адрес изъят} включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете Фонда, таким образом, извещения об оплате взносов в адрес истца не направлялись, не установлен порядок предоставления платежных документов, вина истца в нарушении жилищного законодательства по данному вопросу отсутствует.

На основании изложенного просит суд признать решение ответчика о начислении задолженности с {Дата изъята} незаконным и выставленную сумму неподлежащей взысканию.

В судебное заседание истец Овчинников Н.Г. не явился, извещен надлежащим образом, направил представителя Овчинникова А.Н.. Участвуя в предыдущем судебном заседании, на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что оплату жилищно-коммунальных платежей, в том числе, и в резервный фонд, осуществлял на основании платежных документов, выставляемых ТСЖ «Энергетик-4», отдельных счетов от ТСЖ по оплате взносов на капремонт не поступало. О том, что с {Дата изъята} дом включен в перечень домов, формирующих фонд капремонта на счете ответчика, узнал только в {Дата изъята}, в связи с чем полагает, что начисление платежей не может быть произведено с {Дата изъята}.

Представитель истца Овчинников А.Н. поддержал исковые требования, пояснил, что согласно квитанциям с {Дата изъята} истцом производилась оплата жилищно-коммунальных услуг, в том числе, по строке «Резервный фонд», полагает, что в данном случае оплачивали взносы на капитальный ремонт. Платили ТСЖ, которое в случае необходимости должно было перечислить данные средства на указанные цели. В настоящее время ТСЖ «Энергетик-4» не действует, управление домом осуществляет ООО «УК 25-Плюс». Дом был передан в НКО «Фонд капитального ремонта» в {Дата изъята}, однако квитанции собственникам не выставлялись, не извещались они и о наличии задолженности. Истец готов оплатить за период, когда стали приходить квитанции от ответчика. В прокуратуру и ГЖИ по вопросу законности начисления платежей по взносам на капитальный ремонт общего имущества с {Дата изъята} не обращались.

Представитель ответчика НКО «Фонд капитального ремонта» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому на основании протокола общего собрания собственников МКД от {Дата изъята} формирование фонда капитального ремонта общего имущества МКД производилось на специальном счете {Номер изъят}, владельцем которого являлось ТСЖ «Энергетик-4». В связи с тем, что размер фактических поступлений на специальный счет составил менее 50 %, на основании постановления администрации г. Кирова от {Дата изъята} {Номер изъят}-п, принятого в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 173 ЖК РФ, МКД был включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете Фонда. В {Дата изъята} собственникам помещений МКД было произведено начисление взносов на капитальный ремонт с момента возникновения обязанности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, то есть с {Дата изъята}. Касаемо применения срока исковой давности, полагает, что указанное требование не может быть заявлено истцом в рамках рассмотрения настоящего дела, поскольку требование о взыскании задолженности с истца Фонд не заявлял. {Дата изъята} в Фонд поступило заявление о предоставлении рассрочки от истца, соглашение было подготовлено и направлено заявителю. Считают, что отсутствие организации в вопросе предоставления платежных документов не освобождает собственника от обязанности производить оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КОГКУ СЗ «УСЗН в г. Кирове», Государственная жилищная инспекция Кировской области.

В судебное заседание представитель третьего лица ГЖИ по Кировской области не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому обращений от собственника квартиры {Адрес изъят} по вопросу необоснованного начисления взносов на капитальный ремонт не поступало, проверок не проводилось. В инспекцию поступали обращения граждан, проживающих в данном МКД по вопросу необоснованного начисления взносов на капитальный ремонт, по которым установлено, что по решению общего собрания собственники помещений в МКД с {Дата изъята} формировали фонд капитального ремонта на специальном счете {Номер изъят}, владельцем которого являлось ТСЖ «Энергетик-4». С указанной даты собственники МКД должны были определить порядок и условия предоставления платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт. На основании постановления администрации г. Кирова от 22.04.2021 № 756-п «О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Киров» на счете регионального оператора и о внесении изменений в постановление администрации г. Кирова от 29.10.2014 № 4652-п», ч. 3 ст. 4 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» собственникам помещений в МКД начислены взносы на капитальный ремонт с момента возникновения обязанности по уплате ежемесячных взносов, то есть с 01.01.2017. По информации Фонда в мае 2021 года собственникам МКД открыты лицевые счета и произведено начисление взносов с {Дата изъята}. Обращения граждан не содержали фактов необоснованного начисления взносов, в связи с чем основания для проведения проверки в отношении Фонда отсутствовали.

В судебное заседание представитель третьего лица КОГКУ СЗ «УСЗН в г. Кирове» не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому истец состоит в учреждении на учете по льготной категории «Ветеран труда» и является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт в соответствии с законом Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят}. По {Дата изъята} компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начисленная в реестрах поставщиков услуг, перечислялась истцу на счет в Кировском отделении Сбербанка. С {Дата изъята} выплата приостановлена в связи с предоставлением в {Дата изъята} сведений о наличии у него задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. По состоянию на {Дата изъята} сведения о погашении истцом задолженности перед указанным поставщиком услуг в учреждение не представлены, однако в связи с изменениями в законодательстве, выплата ему возобновлена.

С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Кировской области от 13.10.2016 № 20/118 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2017 год – 7,9 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц. Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2018 № 132-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории. Кировской области, на 2018 год установлен в размере 8,3 рубля за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц. Постановлением Правительства Кировской области от 01.03.2019 № 79-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории. Кировской области, на 2019 год установлен в размере 8,3 рубля за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц.

В силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Из названной нормы следует, что добровольность взносов в фонд имеет место лишь в случае его учреждения гражданами.

Главой 17 ЖК РФ урегулированы вопросы формирования фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 180 ЖК РФ определены функции регионального оператора, к таковым относятся: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 180 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В силу ст. 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 299-ЗО «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» Фонд является юридическим лицом, созданным Кировской областью в организационно-правовой форме фонда, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области (региональным оператором).

В судебном заседании установлено, что Овчинников Н.Г. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: {Адрес изъят}.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение формировать фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ «Энергетик-4», а также уплачивать обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт в размере минимального взноса, установленного нормативно-правовым актом Кировской области, 7,10 рублей за кв.м. общей площади помещений, принадлежащих собственникам МКД.

Согласно сведениям, представленным стороной ответчика, формирование фонда капитального ремонта общего имущества МКД с {Дата изъята} производилось на специальном счете {Номер изъят} в ПАО Сбербанк, владельцем которого являлось ТСЖ «Энергетик-4».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ {Дата изъята} внесена запись о том, что ТСЖ «Энергетик-4» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

На основании Постановления администрации города Кирова от 22.04.2021 № 756-п «О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в муниципальном образовании «Город Киров» на счете регионального оператора и о внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 29.10.2014 № 4652-п», принятого в соответствии с требованиями ч.ч. 8, 10 ст. 173 ЖК РФ, в связи с тем, что размер фактических поступлений на специальный счет составил менее 50%, МКД включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденного указанным постановлением, строкой 3379.

Стороной ответчика указано, не отрицается стороной истца, что в мае 2021 года собственникам помещений МКД было произведено начисление взносов на капитальный ремонт с момента возникновения обязанности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД – с 01.01.2017, что соответствует положениям ч. 3 ст. 4 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области».

Из представленной в материалы справки о начислениях и оплате по лицевому счету {Номер изъят} следует, что за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} задолженность истца по уплате взносов на капитальный ремонт составляет 28 293,19 рубля, из которых: задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт – 27 063,22 рубля, пени – 1 229,97 рублей.

В материалы дела стороной истца представлен платежный документ за декабрь 2016 года, получателем указано ТСЖ «Энергетик-4». Данный документ не содержит строку, поименованную как взносы на капитальный ремонт общего имущества. Каких-либо доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД с {Дата изъята} стороной истца не представлено.

Довод стороны истца о том, что взносы на капитальный ремонт оплачивались ими в соответствии со строкой в платежном документе «Резервный фонд», отклоняются судом, так как в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 137 и п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ резервный фонд товарищества и фонды на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, изначально разграничены законодателем. Кроме того, в соответствии с ч. 3.1 ст. 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним. Однако указанные вопросы общим собранием {Дата изъята} решены не были, в представленном платежном документе отсутствует строка по оплате взносов на капитальный ремонт, не выставлялись ТСЖ и отдельные платежные документы.

Учитывая выше изложенное, в том числе, постановления администрации города Кирова, факт того, что в силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ расходы по взносам на капитальный ремонт возложены на истца, как на собственника жилого помещения, а также то, что начисление и выпуск платежных документов собственникам помещений, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, не является обязанностью фонда, суд приходит к выводу, что требования истца о признании начисления задолженности по взносам на капитальный ремонт с {Дата изъята} незаконной, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, само по себе выставление НКО «Фонд капитального ремонта» квитанций с задолженностью прав истца не нарушает, так как указанные платежные документы носят информационный характер, истец вправе оспорить начисленную задолженность при судебном взыскании с него указанных платежей, в том числе посредством заявления о пропуске срока исковой давности, о чём заявлял в настоящем судебном заседании. Избранный истцом способ защиты - путем признания начисленной с {Дата изъята} задолженности незаконной направлен на установление судебным актом юридически значимых обстоятельств для возможного будущего спора о взыскании спорных начислений, а потому является ненадлежащим. По указанным основаниям требование истца о применении срока исковой давности по взысканию задолженности с {Дата изъята}, также не может быть заявлено истцом в рамках рассмотрения настоящего дела.

По приведенным мотивам суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Овчинникову Н. Г. к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании незаконными действий отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 года.

Судья Н.В. Лопаткина

2-1525/2022 ~ М-357/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Николай Георгиевич
Ответчики
НКО "ФОнд капитального ремонта общегоимущества многоквартирных домов в Кировской области"
Другие
КОГКУ "УСЗН в г.Кирове"
ГЖИ Кировской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Лопаткина Н.В.
Дело на сайте суда
leninsky--kir.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее