Судья Речич Е.С. Дело № 7р-348/2019
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 20 ноября 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в жалобу федерального казенного учреждения «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) от 19 августа 2019 года № <...> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл», <...>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) от 19 августа 2019 года № <...> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в 60000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» просит решение судьи отменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.
Выслушав объяснения защитника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» Толстова Р.С., поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материал дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе № <...> в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведения с 29 июля по 16 августа 2019 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) внеплановой документарной проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» установлено, что в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест для должностей, указанных в утвержденном 29 марта 2019 года штатном расписании.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 названного Закона.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из акта проверки от 16 августа 2019 года № <...> следует, что в ходе внеплановой документарной проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» представляло материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, отчет и результаты которой утвержденные приказом от 8 июля 2013 года № <...>.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
С учетом положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вмененное ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» правонарушение не является длящимся, поскольку законодательством предусмотрены сроки исполнения соответствующих обязательств, таким образом, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения.
По настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 9 июля 2018 года, то есть по истечении пяти лет со дня завершения аттестации, проведенной в 2013 году, и истек 8 июля 2019 года.
Следовательно, на момент рассмотрения дела государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) и вынесении им постановления от 19 августа 2019 года срок давности привлечения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» к административной ответственности истек, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Указанное требование не было учтено судьей городского суда при рассмотрении жалобы ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» на постановление должностного лица.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) от 19 августа 2019 года № <...> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2019 года, вынесенные в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) от 19 августа 2019 года № <...> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А.Петрова