Дело № 2-868/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре К.В. Ждановой,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Искендерова Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Лобановского сельского поседения Пермского района Пермского края, о возложении обязанности по организации уличного электрического освещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился к ответчику администрации Лобановского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанности по организации уличного освещения на участке улицы Луговая села Лобаново от дома с номером 68 до дома с номером 79А в срок до 30 июня 2023 года.
В обоснование предъявленного требования указано, что в ходе проверки обращения гражданина установлено орган местного самоуправления Лобановского сельского поселения длительное время не принимает мер к обустройству уличного освещения на участке улицы Луговая села Лобаново от дома с номером 68 до дома с номером 79А. Ответчик указывает, что уличное освещение отсутствует, поскольку в бюджете поселения не имеется денежных средств на обустройство уличного освещения. Дорога, расположенная по адресу: село Лобаново, улица Луговая, находится в муниципальной собственности Лобановского сельского поселения. В силу положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации освещения улицы Луговая села Лобаново возложена на органы местного самоуправления, то есть на администрацию Лобановского сельского поселения. Неисполнение ответчиком требований закона и указанной обязанности нарушает права неопределённого круга лиц на безопасное передвижение.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Искандеров Э.Э. просил об удовлетворении предъявленного требования на основании доводов, изложенных в иске.
Ответчик администрация Лобановского сельского поселения не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, не представила возражений на иск.
Выслушав объяснения помощника прокурора Пермского района, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статей 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу частей 1 и 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Из Устава Муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, принятого решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 26 мая 2015 года № 42 (в редакциях решений Совета депутатов от 24 ноября 2015 года № 94, от 26 июня 2017 № 30; от 25 декабря 2018 года № 30; от 18 июня 2019 года № 63), размещённого на общедоступной сайте в сете «Интернет»: (lob.permraion.ru/page/ustav), следует, что в состав поселения входит территория населенного пункта: село Лобаново (часть 4 статьи 2).
Администрация Лобановского сельского поселения является организацией и зарегистрирована в качестве юридического лица, что следует из Устава и общедоступных сведений о юридических лицах, размещённых на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 и 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения;
автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из указанных норм, следует, что закон закрепляет понятие дороги как единого объекта недвижимости независимо от места ее нахождения на территории муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 3, 4, 5 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального образования «Лобановское сельское поселение».
Согласно пунктам 1.7, 2.1, 2.2, 9.1 Правил содержания и благоустройства территории Лобановского сельского поселения, утверждённых решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения от 19 сентября 2017 года № 42, объектами внешнего благоустройства являются дороги, тротуары; объектами содержания территории поселения являются дороги, проезжая часть и тротуары улиц и переулков; расходы по благоустройству территории населенных пунктов осуществляется за счёт бюджета поселения; улицы, дороги рекомендуется освещать в темное время суток, обязанность по освещению данных объектов лежит на их собственниках или уполномоченных собственником лиц.
Строительными правилами Российской Федерации 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.11.2016г. № 777/пр, установлены нормы освещенности улиц в зависимости от их расположения и функционального назначения.
В соответствие с пунктами 7.5.1.13, 7.5.1.14 вышеназванных Строительныъ норм и правил для надежной ориентации водителей и пешеходов в темнеое время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
Средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11 данных Строительных норм и правил.
Кроме того, из Письма Минстроя России от 18.09.2017г. № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения также следует, что организация уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Автомобильная дорога протяжённостью 3033 метров, расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Лобановского сельского поселения, на участке данной дороги от дома с номером 68 отсутствует уличное освещение, что следует из сообщений Администрации Лобановского сельского поселения (л.д.9, 12-13).
Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что указанная автомобильная дорога протяжённостью 3033 метров проходит через населённый пункт – село Лобаново, не вся протяжённость данной дороги имеет электрическое освещение как его конструктивный элемент.
Закон предусматривает обязанность органа местного самоуправления сельского поселения по организации уличного освещения только на автомобильных дорогах, которые находятся в муниципальной собственности поселения, то есть в силу закона электрическое освещение на участке автомобильной дороги, проходящей через населённый пункт, должен организовывать (обеспечивать) собственник такой автомобильной дороги.
Учитывая изложенное, суд считает, что организация уличного электрического освещения части автомобильной дороги, находящейся в муниципальной собственности Лобановского сельского поселения, являются обязанностью администрации соответствующего поселения как исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления поселения.
Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей в области дорожной деятельности противоречит содержанию местного самоуправления, обязанного при осуществлении полномочий соблюдать права человека и гражданина, влечет нарушение прав неопределённого круга лиц.
Отсутствие в бюджете (смете) указанного органа местного самоуправления средств для проведения работ по организации уличного электрического освещения не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на них законом.
В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности по организации уличного электрического освещения участке автомобильной дороги, проходящей по улице Луговая села Лобаново в соответствии с установленными требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьёй 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что требуемый срок до 30 июня 2023 года, в течение которого ответчик должен исполнить обязанность по организации уличного электрического освещения на участке автомобильной дороги, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения ответчиком данной обязанности, в том числе достаточным для определения подрядчика для выполнения необходимых работ по результатам конкурса и заключения с ним соответствующего договора в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Лобановского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанность в срок до 30 июня 2023 года организовать уличное электрическое освещение на участке улицы Луговая с. Лобаново Пермского района Пермского края от дома № 68 до дома № 79А.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Гладких Н.В.
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 21 марта 2022года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Гладких Н.В.
Копия верна:
Судья Н.В. Гладких
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-868/2022
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2022-000185-69